Одессу и Закарпатье познакомит культурный менеджер Ольга Сагайдак
Ольга Сагайдак — учредитель аукционного дома, который продает живопись и антиквариат. От нее периодически слышишь: “До 2014 года и после”. Когда начались военные действия, вместе с командой стали думать, почему страшно потерять Донбасс, в котором никто из них не был. Поэтому решили вспомнить, что же в нем ценного. И вспомнили на 80 культурных событий. Последние пять лет Ольга — культурный менеджер. Форум о Закарпатье в Одессе обещает сделать в 2020 году, а пока знакомит ужгородцев с одесситами. Культурометр расспросил Ольгу обо всем этом.
Ольга, зачем знакомить разные регионы между собой?
Очень сложно любить и ценить то, что ты вообще не знаешь и не представляешь. Сложно любить устрицы, если ты их никогда не пробовал. Это на уровне гастрономии, а если идти дальше… сложно тосковать по городу, в котором никогда не был, да и на картинках его не особо рассматривал. Для многих украинцев разительным поводом для того, чтобы об этом задуматься, стала невозможность поехать на Донбасс.
На форуме “ДонКульт” в 2014 году познакомилась с творческими людьми из Донецка. Они рассказывали, как тоскуют за донецким пабом, в котором играли на гитаре. Или за розами, которые росли на центральной площади. Или за музеем, в котором было много интересных работ соцреализма. Как искусствоведу, мне легко представить и нарисовать эту картинку. Но особенно мы тоскуем, если есть привязка к человеку.
Расскажите про личный опыт такого рода “тоски”.
В Одессе, впервые за 15 лет и в 12 часов дня, я выпила коньяк с потрясающим руководителем одной из городских библиотек. И теперь каждый раз, представляя Одессу, буду представлять этого человека. Наши представления о месте связаны с его гением. И нам страшно потерять то, что приобрели и почувствовали лично. Я бы очень хотела, чтобы каждый украинец ощущал свою идентичность и при этом боялся потерять большую, фантастически разнообразную страну.
Есть хорошее слово в украинском языке: мереживо (кружево, в отличии от “мережа” — сеть). И вот из этого “мережива” получается очень ценный и деликатный узор. Мне нравится плести кружево отношений людей, которым небезразлично их место, их регион, их город и их культура. Ведь наше капсулирование в своих базовых проблемах иногда не позволяет сделать следующий шаг. Поэтому моя миссия — помочь сделать этот шаг и получить ту самую привязку к конкретным людям и к месту через личный контакт.
В рамках форума “СлободаКульт” вы возили харьковчан на Закарпатье. Столкнулись ли вы с “культурным дискомфортом”?
Каждый раз удивляет, насколько образованные люди мало знают о других регионах своей страны. Конечно, это недостаток системы образования. Нас не учили в школе, как выглядит Украина не только географически, но и культурно. Через стереотипы людей все время ставят перед выбором без подготовки: выбрать украинский язык или русский язык, европейскую либо восточную направленность. Не всегда человеческий выбор настолько радикален. Знаю фантастических патриотов Украины, которые плохо говорят на украинском языке. При этом знакома с теми, кто еженедельно ходит в церковь в вышиванках, но это циничные и жестокие люди. Увидеть ценность разнообразия выбора, а не разделять все на черное и белое — вот, что важно для украинцев.
Например, Слобожанщина находится в зоне военных действий. Харьковчане, жители Краматорска, Славянска — чувствуют войну каждый день. Сидя в Одессе на берегу моря сложно представить, как кто-то каждый день ощущает, что у него под боком идет война. Аналогичная история у закарпатцев, которые тоже не ощутили влияния военных действий. При этом украинские государственные институты ничего не делают для того, чтобы каждый регион и каждый человек в нем чувствовал себя важным в такой большой стране. О нас вспоминают как о единицах, только когда нужен электоральный голос.
Вы часто используете определение “стереотип”. Почему оно так применимо в рамках культуры?
Понятие “стереотип” связано напрямую с превалированием популизма в обществе. Не только в украинском, но и в европейском, и в мире вообще. К моему глубокому сожалению, а также моих единомышленников, популизм получает дополнительные бонусы: и в политике, и в социальной жизни.
Стереотип — часть культуры популизма. Когда штамп облегчает принятие решения, когда он определяет то, как мы складываем свое суждение — не базируемся на личном опыте, а получаем его в нарядной упаковке с добавлением вкусовых усилителей и пищевых красителей. Нам приятно и легко, ведь стереотип — это фастфуд для мозга. А фастфуд я не ем, не люблю шаблонные решения и мне не близко восприятие с чьих-то слов, включая даже близких людей. Поэтому я борец со стереотипами даже в личной жизни.
Есть ли табуированные темы, которые вы не поднимаете на культурных форумах? К примеру, тема сепаратизма?
Через культуру нам дана возможность говорить на любые человеческие темы. Пример визуальной программы: смотрим фотографии Виктора Марущенко про Донбасс. На них изображены шахты-копанки, на которых работают нелегалы. Они много пьют и рано умирают. Это не про сейчас, это про Украину, цельную страну, а-ля “люди на Донбассе живут так”. Затем мы показываем кинопроект о развитии Донецка: как побеждает “Шахтер” на стадионе, как проходит EURO-2012, как реконструируют Донецкую оперу и т.д. После — кадры, на которых происходит взятие русскими войсками Донецка. Зритель может сделать свои выводы: почему это происходит?
Вспомним пункт первый — были шахты-копанки и труженики в них, на которых всем было плевать. У этих людей не было шансов поехать отдыхать в другой регион Украины и отправлять туда своих детей. Государство ничего не сделало для того, чтобы люди в Донецке хотели быть частью Украины. Потому-что многие их родные ездили в Россию на заработки. Аналогично происходит и с Западной Украиной, где масса заробитчан едет на заработки в Европу.
После возникших от просмотра эмоций между участниками происходят дискуссии, которые наиболее для нас ценны. Мы наблюдаем и анализируем: помогает ли культура человеку избавляться от стереотипов?
Содействовало ли государство за пять лет организованных вами событий? А сейчас?
Государство оказывало все пять лет административную поддержку. И вот впервые финансирует события в 2020 году в Одессе — форум пройдет при содействии Украинского культурного фонда. В дальнейшем хорошо, если это будет франшиза — мы научим, и дальше форумы можно проводить не только в крупных, но и в маленьких городах, и в районах — люди соседние районы не знают! Мы готовы передать эту методологию заинтересованной институции. Надеюсь, что государству это может быть полезно, так как у нас успешные и работающие кейсы.
Как избавляться от “моєї хати з краю”? Вот этой надоевшей и заезженной, но все еще актуальной стороны украинской идентичности?
“Моя хата з краю, першим ворога зустрічаю”, — если уж быть точным (так и случилось). Нам нужно засучить рукава и не думать, что завтра не будет хорошо. Завтра нам всем не будет хорошо, даже послезавтра не будет. Возможно, я не доживу до этого прекрасного “хорошо”. Но у меня есть дети, и я рассчитываю, что будут внуки. И если сегодня сделаю что-то для того, чтобы дети ценили это государство, знали его культуру и боялись потерять, разделяли ценности гуманизма, демократии, уважения к собственности — думаю, в результате мы эти плоды получим. У нас есть все шансы, просто не нужно ждать быстрого эффекта. Нужно делать сегодня и сейчас то, что мы можем.
Беседовала Алина Манасова
Фото: личный архив Ольги Сагайдак