ТОП-10 молодых художников Одессы
Галерея ХудПромо представляет продолжение проекта ТОП 10, начатого еще в 2010 году. «ТОП10 молодых художников Одессы» — это и срез современности, и даже прямо препарированный текущий момент в искусстве Одессы. Это новое поколение художников, которые уже успели заявить о себе. Поэтому уже вполне уместно говорить о них не как о внезапном явлении, а как о новой волне, сформировавшейся у нас на глазах. Первый проект ТОП 10 был направлен на открытие новой точки на культурной карте города, с просветительской миссией, ставший примером для будущих коллекционеров. Сейчас же этот проект нацелен на поддержку и продвижение молодого современного искусства Одессы.
Почему эти художники? Это очевидно, как традиция, идущая из искусства Одессы 80х. Одесское молодое современное искусство тяготеет, скорее, к концептуализму. Все-таки, они во многом продолжение, и, несмотря на свой возраст, уже выработали собственный стиль и собственный язык, хотя и продолжая экспериментировать. Не все из них занимаются живописью, многие работают в самых разных техниках. Их высказывание не всегда прямое, немного остроумное, немного смешное, а чаще с иронией, с некой претензией и надеждой на свежесть. Одесская традиция — это когда даже неважно, знаешь ли ты предшественников, это что-то такое в воздухе, климат такой.
30 октября открывается первая выставка серии «ТОП 10 молодых художников Одессы», где будут представлены все участники проекта. Через 4 дня она закроется и со следующего четверга, 5 ноября, каждую неделю будет открываться новая выставка, представляющая авторов по отдельности или парами в таком вот порядке:
30 октября — 3 ноября групповая выставка «ТОП10 молодых художников Одессы»
5 ноября — 12 ноября — Степан Рябченко
14 ноября — 23 ноября — Сергей Кононов, Николай Лукин
25 ноября — 2 декабря — Франсуаза Оз, Богдан Перевертун
4 декабря — 10 декабря — APL 315
12 декабря — 21 декабря — Роман Громов, Дмитрий Эрлих
23 декабря — 30 декабря — Инна Хасилева, Андрей Бабчинский
Кратко об участниках проекта:
Степан Рябченко, (28 лет). Работы Степана регулярно можно увидеть на лучших выставках, в международных проектах и бьеннале. Также он был номинантом премии PinchukArtCentre 2011, публике он хорошо знаком благодаря своему запоминаемому художественному языку — работе с новыми медиа и цифровыми технологиями. Сюжеты его работ лежат на пересечении классического искусства и современного, взаимодействие и взаимопроникновение мира реального и виртуального, темы, исполненные на языке, адекватном предмету изображения. Архитектурное образование прослеживается в работе с пространством, экспериментами с созданием новых дигитальных сред, виртуальных миров и его обитателей. Открывать эту серию выставок будет Степан.
APL315, (29 лет) создал свой уникальный и узнаваемый язык, это один из самых активных райтеров восточной Европы. Выставлялся в проектах по всей Украине и за рубежом. Его главный месседж — протест, протест сытому и комфортному обществу, которое он не принимает. Это протест против жлобства и совка, в котором он, как насекомое, скрываясь от свидетелей, оставляет обществу свои метки, учитывая традиции низовой одесской культуры повседневной жизни. Его граффити близко к живописной неоабстракции, которая пропитана концептуальными текстовыми шифрами, вне зависимости от того, на холсте ли, в промзоне, на вагоне поезда или стене жилого дома. А темы более чем актуальные, вечные. От коррупции и кумовства на разных уровнях до человеческого растительного образа жизни вообще. Художник активно ведет выставочную деятельность в Азии и Европе.
Сергей Кононов, (21 год) занимается преимущественно живописью. Его учитель — скромный и вдумчивый одесский художник Аскольд Лукин, поэтому ранние работы Кононова унаследовали ироническое и пристальное внимание к обыденному жизненному миру, с его неприятными, но привлекающими своей откровенностью, деталями. Бродяги, бомжи и просто люди, отмеченные, как обязательными атрибутами земной жизни, комариными укусами, обвисшими складками кожи, мешками под глазами, с притаившейся в стакане вставной челюстью, ночующей на подоконнике. Затем была его «скульптурная» серия, где в одном пространстве в битве сошлись представители современных силовых структур и античная пластика, танатос и эрос. А теперь его живопись еще раз заметно изменилась в сторону натуралистичного фигуратива, напоминающая отдаленно живопись Люсьена Фройда, где смешалась телесность и внутренний мир пополам. Работы Кононова уже известны за пределами Украины музеям и частным коллекционерам. В данный момент художник учится в Парижской академии изящных искусств. Beaux-arts de Paris, l’école nationale supérieure.
Николай Лукин, (28 лет). Можно его считать одним из самых талантливых и самобытных молодых художников Одессы. И как потомственный художник, и как знаток классической живописи Лукин при этом принципиально никогда не делает классическое искусство. Художник много работает в разных техниках: графика, живопись, иллюстрация, инсталляции, объекты. Он выработал свой узнаваемый стиль, в который постоянно привносит что-то новое: коллажи, швы на холстах, трафареты, сейчас он делает серию «Алиса в Зазеркалье или сто дней Гоморры», объединяя таким образом Льюиса Кэррола и Маркиза де Сада, в итоге получается история, подобная «Американской истории ужасов» — и страшно и привлекательно. Сюжеты его работ часто передаются посредством темы детства, поскольку образ ребенка точно передает переживания самого художника, его открытость миру и весь горизонт надежд, его боль взросления, столкновения в внешним миром и ссадин от несоответствия ожиданий реальности.
Андрей Бабчинский, (35 лет). Он – художник живописец от природы, с образованием архитектора и большим талантом в изобразительном искусстве. Рисовать научился сам, в архитектурном образовании рисунок — частный случай. А в живописи Бабчинского натуралистичная анатомия, тонкая графика, рука мастера. Он универсальный живописный художник, и, как показал опыт, может качественно делать и фигуратив и абстракцию. С 2005 года он регулярно продается на аукционах, особенно на Золотом Сечении. Это довольно сложная, самобытная, свободная личность. Художник, который не хочет мириться с условиями современного арт-рынка.
Инна Хасилева, (31 год) окончила одесское художественное училище Грекова, затем харьковскую Академию дизайна и искусств, затем вернулась в Одессу и сразу начала активно выставляться на крупных художественных проектах по всей Украине. Сильная, бескомпромиссная живопись на грани фола, это и наив, и лубок, и сюрр. Каждая работа — это глубоко личное высказывание, совсем без налета женственности и меркантильности. Если речь идёт о политике — никакой разницы, это будет твердый жест уверенной рукой. Живописный стиль Инны очень не похож на одесские художественные традиции.
Что касается Франсуазы Оз и Богдана Перевертуна, (27 и 24 года) то поначалу их работы кардинально отличались друг от друга, но теперь они слились в одно целое, вроде Перцев или Мартынчиков. История одесского искусства знает примеры пары художников, работавших как одно целое. В них есть драйв, смелость к экспериментам, ирония, часто они работают с символикой, в том числе религиозной, так же как и с политическими и социальными темами. Их художественные высказывания выстраиваются в разговор о коррупции в политике, в институте религии, но не в лоб, а с ироничным налетом. Получается довольно просто, без утяжеляющей глубины, зато предельно ясно. Не потому, что не могут, а потому что хотят, чтоб их месседж был прочитан большим числом людей.
Эти художники сейчас очень активно работают, и как дизайнеры и как художники одновременно, а еще пять лет назад, в 2010 ничего подобного не было, тогда еще Дима Эрлих (26 лет), например, не попадал в эту категорию. Тогда он только начинал проявлять активность, за три года с 2012 по 2015 он много сделал, работая с разными техниками и медиа, он органично влился в художественную среду Одессы и Киева. Его графика напоминает работы Пабло Пикассо. А в контексте одесского искусства, как отмечают многие, его стиль отдалённо восходит к работам Александра Ройтбурда и школе украинского трансавангарда. Темы Работ Эрлиха — это реакция на события текущих дней, с присущим одесской ментальности остроумием и циничным безразличием.
Рома Громов, (29 лет) художник и куратор. Заниматься современным искусством начал шесть лет назад в 2009 году как участник и организатор перформанс-группы NOCOMPRENDO. Поскольку базового художественного образования у Романа не было, он самостоятельно принялся экспериментировать с различными материалами и медиа, от перформанса до инсталляции и видео. Довольно скоро в 2010 году попал в список премии МУХ у Марины Щербенко в Институте проблем современного искусства, в этот же период начал сотрудничать с «Я-Галереей» Павла Гудимова.
Первая персональная выставка состоялась в культовой галерее «Норма» на Кузнечной улице у Игоря Гусева, где Рома представил свои первые психоделические коллажи и объекты. Из-за отсутствия художественного опыта, в силу отсутствия в Украине образования в сфере современного искусства, художник методом проб и ошибок, начал активно организовывать групповые выставки и проекты,в которых принимал участие и как художник, и как организатор, а затем уже и как куратор. В Одессе в 2010 году Роман Громов организовал круг увлеченных современным искусством молодых художников, в итоге заложил фундамент для формирования новой художественной среды города. Результат усилий Романа — это добрая половина художников списка ТОП 10, которых Рома Громов открыл для зрителя и в каком-то смысле для самих себя. На счету художника большое количество художественных и кураторских проектов.
Обычно проследить зарождение целого движения удается несколько позже, ретроспективно. Но время все больше и больше ускоряется и еще вчерашние студенты художественных отделений, благодаря своей активной включённости в художественный процесс, сегодня стали неотъемлемой составляющей на крупных выставках Украины и даже за её пределами. От новой живописи до спрей-арта и неоновых инсталляций, видеоарта, реди-мэйда и перформанса, — все эти техники используются авторами, единицы из которых были знакомы любителям современного искусства еще пару лет назад. И наша задача — это попытаться понять, как это происходит, что хотят своими работами сказать эти молодые художники, а им есть что сказать.
Макс Ковальчук