В Художественном музее покажут «репрессированное искусство»
21 сентября в Одесском художественном музее состоится открытие выставки «Спецфонд: репрессированное искусство» из коллекции Национального художественного музея Украины. Об этом сообщил директор ОХМ Александр Ройтбурд.
На выставке будут представлены 80 работ из собраний НХМУ, которые были законсервированы в конце 1930-х и на протяжении многих десятков лет были припрятаны от публики. Спецфонд формировался в Государственном украинском музее в 1937–1939 гг. Именно сюда из музеев Харькова, Одессы, Киева, Полтавы, с фондов Украинской художественной выставки завозили работы «врагов народа», «формалистов», «националистов» — тех, кто, по мнению партийных идеологов, «искажал действительность» и был угрозой для «нового общества».
Итоги 20-летнего поиска молодого украинского искусства оказались изъятыми из художественного контекста, частично уничтоженными, а частично на десятилетия похороненными в так называемом «спецфонде» Киевского государственного музея украинского искусства (ныне Национальный художественный музей Украины).
Как поделился Александр Ройтбурд, табу с этого периода украинского искусства было снято только в последние годы существования СССР, в годы так называемой горбачевской «Перестройки». А впервые в полном объеме спецфонд был выставлен в НХМУ уже после Революции Достоинства, в 2015 году. Тогда эта выставка стала настоящей сенсацией для искусствоведов, художников, зрителей. Теперь с ней может ознакомиться и одесская публика.
Фото: Евгений Попов«Наша выставка не является простым повторением выставки НХМУ. Дополненная произведениями из одесской коллекции, она наглядно демонстрирует перекличку между двумя музеями. Так, например, рядом с «киевским» Анатолием Петрицким представлена «одесская» его работа «Отдых» — обе работы объединяет характерный для этого мастера колорит. Рядом с портретом Николая Беляшевского, директора Киевского городского художественно-промышленного и научного музея (ныне Национальный художественный музей Украины), кисти Михаила Козика мы экспонируем более ранний портрет Беляшевского работы Михаила Жука, который с 1920-х годов и до своих последних дней жил и работал в Одессе. Рядом с программными работами одессита Теофила Фраермана, встреча с которыми будет сюрпризом для одесского зрителя, представлена его же довоенная работа «Интерьер» из коллекции Одесского художественного музея. Параллельно с киевским художественным авангардом, который на выставке представлен работами Анатолия Петрицкого, Виктора Пальмова и другими, в Одессе работало общество «Независимых», в которое входил Амшей Нюренберг. К этому же кругу примыкал Пётр Митковицер, работа которого до недавнего времени находилась в запасниках нашего музея. Нам было важно показать, что процессы художественной жизни Одессы были синхронны с художественной жизнью всей Украины», — рассказывает директор ОХМ.
По его мнению, выставка показывает, что одесское искусство было неотъемлемой частью искусства Украины и точно так же было сломлено в период укрепления тоталитарного режима, его идеологии и эстетики.
Открытие выставки: 21 сентября, 17:00
Вход свободный – в день открытия, затем по билету на осмотр основной экспозиции (70 грн.).
Выставка продлится до 19 ноября 2018 г.