Художник из Одессы показал в Москве «Как жить вместе»
Художник родом из Одессы презентовал в Москве экспозицию современного медийного искусства technē_революция. Выставка открылась 11 сентября в Московском музее современного искусства в рамках Шестой Московской Биеннале «Как жить вместе».
Экспозиция занимает четыре этажа здания музея. Наряду со знаковыми медиа-инсталляциями «Распятие идентичности», 1973, «Эпистемиологическая видеология», 1974, и видеоработами «Бесконечный сэндвич», 1969, «Телесмерть 1 и 2», 1970, в экспозиции представлены видео- и фотодокументация ранних перформансов художника — в том числе совместных с венскими акционистами и художницей-феминисткой Вали Экспорт «Из досье собачности», 1968, «Тактильное кино», 1968, — и его новые работы «Я-множество/множество — я», 2012, «Комната», 2015. В рамках выставочного проекта опубликован и экспериментальный web-каталог с документацией и репродукциями работ Петера Вайбеля, а также видео- и аудиозаписями.
Проект technē_революция (от греч. τέχνη [техне] — искусство, мастерство, ремесло) раскрывает медиа глазами художника-исследователя, напоминающего об общих корнях творчества и технического прогресса. В работах Петера Вайбеля искусство и технология вновь сливаются воедино и становятся инструментом для изучения и осмысления современности, говорит куратор выставки.
“Фраза «как жить вместе» негласно ассоциируется с дружелюбием и веселостью, — говорит легенда медиаискусства Петер Вайбель. — И наша цель заключается в том, чтобы установить новые формы этой всеобщей «веселости» и “дружелюбия”. Но это очень сложная задача, учитывая бесконечные столкновения и разногласия между различными культурами и цивилизациями. В этой ситуации удобным инструментом для “наведения мостов” может послужить именно искусство, в том числе технологическое”.
Петер Вайбель родился в Одессе в 1944 г. Первую славу в конце 1960-х художнику принесли экспериментальная поэзия и радикальные перформансы. Наиболее известными работами Вайбеля в мире стали интерактивные медиа-инсталляции, экспериментальные фильмы и видео, которые и составляют значительную часть экспонатов выставки. Он является одним из главных европейских идеологов «расширенного кино», с 1970-х годов Вайбель читает лекции по медиа-искусству и курирует выставки, а с 1999-го года возглавляет Центр искусства и медиа (ZKM) в Карлсруэ, Германия. В 2011 году Петер Вайбель выступил куратором IV Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры», на которой собрал работы современных медиа-художников.
Оценить творчество живой легенды медиа-искусства родом из Одессы москвичи и гости города смогут до 11 ноября.
В рамках Московского Биеннале более семидесяти русских и зарубежных художников, критиков и исследователей встретятся в Москве, чтобы попытаться сблизить современное искусство и общественное представление о нем путем создания системы, в которой искусство и зрители будут непосредственно взаимодействовать. В поисках ответа на вопросы «как взаимодействовать?», «как нам жить вместе?» и «как использовать новые возможности в будущем?» участники программы смогут пересмотреть границы представлений об искусстве.