В Одессе играли музыку Гии Канчели — любимого композитора Георгия Данелия
Скорее всего, все слышали музыку Гии Канчели в тот или иной период своей жизни – она звучала в фильмах режиссера Георгия Данелия, таких как – «Мимино», «Не Горюй», «Кин –дза-дза» и многие другие, и скорее всего, она вам не просто понравилась, но и запомнилась, и потом долгое время невзначай всплывала в памяти. Но при этом далеко не каждому было знакомо имя композитора. Признаюсь, что и я была в этом числе.
Но, летом прошлого года, в рамках фестиваля, «Odessa Classics» в результате коллаборации трех стран, Украины , Грузии и Эстонии, в Батуми прошел концерт с участием Алексея Ботвинова и Таллиннского симфонического оркестра, именно там Алексей исполнил музыку Гии Канчели и договорился с маэстро о ближайшем сотрудничестве. Так родилась идея о создании творческого вечера посвященному грузинскому композитору Гии Канчели на пятом юбилейном фестивале.
К тому же, так совпало, что к этому времени должен был выйти документальный фильм о жизни и музыки Канчели, «Тишина между нот», режиссера Ольги Антимони (Канада), премьеру которого так же решили приурочить к фестивалю и творческому вечеру.
Показ фильма, стал некой прелюдией к концерту. Давно не приходилось быть под таким впечатлением. Лента вызывает большую палитру чувств, есть над чем задуматься, погрустить, от души рассмеяться, а в какое -то мгновение у тебя уже ком в горле. Все эти чувства вновь заиграли новыми красками, на концерте вчера вечером в Большом зале филармонии.
В чем же магия музыки Гии Канчели? Ведь она состоит из недосказанности, намёков, мгновений и тишины — состояние спокойствия звука. Но именно это дает нам фантазию и возможность заглянуть внутрь себя и увидеть свое собственное кино. Сам маэстро говорит, что тишина очень важна как в музыке, так и в жизни. Но изначально она должна зародиться внутри нас.
В первом отделении выступили Алексей Ботвинов (рояль) в сопровождении Камерного оркестра филармонии под управлением дирижера Игоря Шаврука. В программе прозвучали произведения Гии Канчели, «Вальс Бостон для фортепиано с оркестром» который композитор посвятил своей супруге, с которой никогда в жизни не танцевал.
И «Маленькая Данелиада», у которой также есть очаровательная история создания. Вот небольшой отрывок из книги Георгия Данелии “Тостуемый пьет до дна”:
«Айне кляйне Данелиада
Знаменитый скрипач Гидон Кремер попросил Канчели написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки “Кин-дза-дза” и “Слезы капали”. Гия написал. И поскольку ее впервые исполнили в Германии, назвал “Айне кляйне Данелиада”. И написал ее так, что по музыке оркестранты во время исполнения несколько раз должны пропеть “Ку”. (Что оркестранты делают с большим удовольствием.) Когда оркестр Крамера приехал в Москву выступать в консерватории, Гидон пригласил меня на репетицию (Канчели в Москве не было) и спросил, есть ли у меня какие замечания. Замечаний у меня не было. Но я сказал, что не возражаю, если они вспомнят, что у слов есть авторы. И на концерте серьезная женщина объявила:
— Айне кляйне Данелиада! Музыка Гии Канчели. Слова Георгия Данелия.»
Музыка Гии Канчели, требует особой тишины и сосредоточения. Кому как не Игорю Шавруку под силу раскрыть его партитуру? Затаивши дыхание, он вдумчиво и чутко пронёс нас по бездонным мыслям, лирическим темам и самоиронии композитора. А солист Алексей Ботвинов, которого мы прекрасно знаем, как исполнителя страстного и не менее глубоко мыслящего музыканта, подхватил настроение, отправляя слушателей в увлекательное путешествие вне пространства и времени.
Во втором отделении прозвучали «Миниатюры», в исполнении Юлиана Милкиса (кларнет) и Полины Осетинской (рояль).
Второе название фильма о Гии Канчели , «Я ненавидел кларнет», и это напрямую связано с нашим исполнителем Юлианом Милкисом, рыцарем Мальтийского ордена.
«Как-то в середине 80-х я ехал в машине с включённым радио. Неожиданно заиграла музыка, настолько меня ошеломившая, что пришлось свернуть с дороги и остановиться. Так я впервые услышал Гию Канчели. И первое, что сделал, когда добрался до Нью-Йорка, скупил все аудиозаписи этого композитора. Лично мы познакомились спустя 10 лет на одном из фестивалей в Германии. Тогда я и пригласил Канчели на свой концерт. Но он, вежливо поблагодарив, признался, что ненавидит кларнет. А, спустя пару дней, Гия сам подошёл ко мне и вручил партитуру, изначально написанную для квартета, но впоследствии переделанную для саксофона. Так началась наша дружба.»
Сам Гия Канчели, называет Юлиана : «Солистом, который является чемпионом-пропагандистом моей музыки. Ему моя музыка нравится гораздо больше чем мне. Он так в нее влюблен».
Юлиан в свою очередь, изобрёл специальную технику, для того, чтобы иметь возможность исполнять музыку любимого композитора. Кларнет считается самым близким инструментом к вокалу, Юлиан продемонстрировал слушателям, насколько певучее его звучание. Виртуозная техника, направленная на эмоциональные грани души.
Похоже, что Полине Осетинской, музыка Гии Канчели очень созвучна, потому как ей удается увлечь слушателя, и даже закружить в танце ночного мотылька, который вальсировал под ее соло, в свете рамп.
Олеся Баглюкова
Фото: Николай Вдовенко