В Одессе играли музыку Гии Канчели — любимого композитора Георгия Данелия

Скорее всего, все слышали музыку Гии Канчели в тот или иной период своей жизни – она звучала в фильмах режиссера Георгия Данелия, таких как – «Мимино», «Не Горюй», «Кин –дза-дза» и многие другие, и скорее всего, она вам не просто понравилась, но и запомнилась, и потом долгое время невзначай всплывала в памяти. Но при этом далеко не каждому было знакомо имя композитора. Признаюсь, что и я была в этом числе.

Гии Канчели

Но, летом прошлого года, в рамках фестиваля, «Odessa Classics» в результате коллаборации трех стран, Украины , Грузии и Эстонии, в Батуми прошел концерт с участием Алексея Ботвинова и Таллиннского симфонического оркестра, именно там Алексей исполнил музыку Гии Канчели и договорился с маэстро о ближайшем сотрудничестве. Так родилась идея о создании творческого вечера посвященному грузинскому композитору Гии Канчели на пятом юбилейном фестивале.

К тому же, так совпало, что к этому времени должен был выйти документальный фильм о жизни и музыки Канчели, «Тишина между нот», режиссера Ольги Антимони (Канада), премьеру которого так же решили приурочить к фестивалю и творческому вечеру.

Показ фильма, стал некой прелюдией к концерту. Давно не приходилось быть под таким впечатлением. Лента вызывает большую палитру чувств, есть над чем задуматься, погрустить, от души рассмеяться, а в какое -то мгновение у тебя уже ком в горле. Все эти чувства вновь заиграли новыми красками, на концерте вчера вечером в Большом зале филармонии.

В чем же магия музыки Гии Канчели? Ведь она состоит из недосказанности, намёков, мгновений и тишины — состояние спокойствия звука. Но именно это дает нам фантазию и возможность заглянуть внутрь себя и увидеть свое собственное кино. Сам маэстро говорит, что тишина очень важна как в музыке, так и в жизни. Но изначально она должна зародиться внутри нас.

В первом отделении выступили Алексей Ботвинов (рояль) в сопровождении Камерного оркестра филармонии под управлением дирижера Игоря Шаврука. В программе прозвучали произведения Гии Канчели, «Вальс Бостон для фортепиано с оркестром» который композитор посвятил своей супруге, с которой никогда в жизни не танцевал.

И «Маленькая Данелиада», у которой также есть очаровательная история создания. Вот небольшой отрывок из книги Георгия Данелии “Тостуемый пьет до дна”:

«Айне кляйне Данелиада
Знаменитый скрипач Гидон Кремер попросил Канчели написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки “Кин-дза-дза” и “Слезы капали”. Гия написал. И поскольку ее впервые исполнили в Германии, назвал “Айне кляйне Данелиада”. И написал ее так, что по музыке оркестранты во время исполнения несколько раз должны пропеть “Ку”. (Что оркестранты делают с большим удовольствием.) Когда оркестр Крамера приехал в Москву выступать в консерватории, Гидон пригласил меня на репетицию (Канчели в Москве не было) и спросил, есть ли у меня какие замечания. Замечаний у меня не было. Но я сказал, что не возражаю, если они вспомнят, что у слов есть авторы. И на концерте серьезная женщина объявила:
— Айне кляйне Данелиада! Музыка Гии Канчели. Слова Георгия Данелия.»

Музыка Гии Канчели, требует особой тишины и сосредоточения. Кому как не Игорю Шавруку под силу раскрыть его партитуру? Затаивши дыхание, он вдумчиво и чутко пронёс нас по бездонным мыслям, лирическим темам и самоиронии композитора. А солист Алексей Ботвинов, которого мы прекрасно знаем, как исполнителя страстного и не менее глубоко мыслящего музыканта, подхватил настроение, отправляя слушателей в увлекательное путешествие вне пространства и времени.

Во втором отделении прозвучали «Миниатюры», в исполнении Юлиана Милкиса (кларнет) и Полины Осетинской (рояль).
Второе название фильма о Гии Канчели , «Я ненавидел кларнет», и это напрямую связано с нашим исполнителем Юлианом Милкисом, рыцарем Мальтийского ордена.

«Как-то в середине 80-х я ехал в машине с включённым радио. Неожиданно заиграла музыка, настолько меня ошеломившая, что пришлось свернуть с дороги и остановиться. Так я впервые услышал Гию Канчели. И первое, что сделал, когда добрался до Нью-Йорка, скупил все аудиозаписи этого композитора. Лично мы познакомились спустя 10 лет на одном из фестивалей в Германии. Тогда я и пригласил Канчели на свой концерт. Но он, вежливо поблагодарив, признался, что ненавидит кларнет. А, спустя пару дней, Гия сам подошёл ко мне и вручил партитуру, изначально написанную для квартета, но впоследствии переделанную для саксофона. Так началась наша дружба.»

Сам Гия Канчели, называет Юлиана : «Солистом, который является чемпионом-пропагандистом моей музыки. Ему моя музыка нравится гораздо больше чем мне. Он так в нее влюблен».

Юлиан Милкис

Юлиан в свою очередь, изобрёл специальную технику, для того, чтобы иметь возможность исполнять музыку любимого композитора. Кларнет считается самым близким инструментом к вокалу, Юлиан продемонстрировал слушателям, насколько певучее его звучание. Виртуозная техника, направленная на эмоциональные грани души.

Полина Осетинская

Похоже, что Полине Осетинской, музыка Гии Канчели очень созвучна, потому как ей удается увлечь слушателя, и даже закружить в танце ночного мотылька, который вальсировал под ее соло, в свете рамп.

Олеся Баглюкова
Фото: Николай Вдовенко

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56