«Летел и таял». В Одессе прошел первый сольный концерт Леонида Федорова
Субботний концерт Леонида Федорова в клубе «Юла-85» некоторые уже успели назвать событием года. Часть зрителей, которым сейчас около 30 лет, ждала этого концерта — без преувеличения — всю свою сознательную жизнь. Федоров, основатель легендарной группы «АукцЫон», не оставляя свое главное детище, уже больше 15 лет записывает сольные пластинки. Масштаб этого человека и его творчества таков, что с помощью одного лишь гитарного боя и своего слегка картавого голоса Федоров может ввести целый зал в состояние, близкое к целительному трансу.
Он вышел на сцену, сел, взял в руки гитару и начал свой рассказ. Композиции — одна за одной — без пауз и общения с залом. Тексты большинства песен Федорова воспринимать буквально невозможно. Стихии и мелодии лишь проводники, они запускают поток сознания артиста и слушателя — если слушатель внимательный, с открытым сердцем. Другим на концерте Федорова делать нечего.
Два зала «Юлы-85», несмотря на немаленькую стоимость билетов, переполнены. Дышать нечем, из второго зала видно ужасно, экранов нет — площадка совершенно не приспособлена для больших концертов. Но никто не ропщет: зрители слушают и покачиваются в такт музыке. Еле успевают выдыхать в коротких промежутках между композициями. Впитывают. Когда еще случится такое счастье?
На выкрик из зала «Поговорите с нами!» — недоуменный ответ Федорова «А разве я молчу?». Неадекватные реплики игнорируются. Улыбается глазами. Всем понятно: нельзя разрушать совместно созданное. Но на бис выходит. Дважды. Два часа познания, погружения, единения.
Пытаешься осознать произошедшее, а на ум приходит лишь философский термин «трансцендентное». Фейсбук солидарен: вот кто-то вспоминает в связи с концертом сатори (внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы человека. — Прим. ред.); кто-то называет выступление «отличной рагой» (крупная музыкальная форма в индийской музыке, выстроенная в соответствии с классическими канонами. — Прим. авт.).
Писать о музыке… ну, вы знаете) Поэтому мы просто попросили тех, кто был на концерте, поделиться своими эмоциями.
Олег Акопян:
— Это было круто, это было мегакруто, наверное, лучший концерт сезона. Леня — человечище!
Почти два часа измывался над гитарой, заставляя ее издавать разные звуки, мелодичные и резкие, мягкие и сверлящие насквозь, пробирающие до самого нутра. И песни. Песня — стон, песня — крик, песня — будничная история…
Губы одна к другой прилипли,
Чтобы зубы изо рта не выпали.
Замотал ресницы, связал,
Чтобы не вывались глаза.Гитара в руках живет своей особенной жизнью; сквозь равномерный бой аккордов вскриками и всхлипами прорывается тревожный звук дисторшена; одинокая струна, заведясь, свистит:
Далеко, далеко ли далеко,
Одиноко ли, ой одиноко.
Не жалей его, не жалей —
Не до плохо ему,
Не до смеха.
И уехал, опять не уехал.
Сон не до покой его ничей.
Падал на..
Владимир Попов:
— Я слушаю «АукцЫон» с начала 90-х. Поначалу, когда увлекался такими группами, как «АлисА», «Кино», «Наутилус», «ДДТ», думал: «Что это за придурки такие —«АукцЫон»? Гаркуша в пиджаке, увешанном орденами, медалями и прочей дребеденью…». Потом проникся, «проперся», и с тех пор меня не отпускает) Лучшей работой «АукцЫона» считаю альбом «Птица», а вот с Федоровым все сложнее: он находится в постоянном творческом движении, сегодня невозможно предсказать, что он выдаст завтра.
Концерт очень хороший! Может, кому-то показалось, что все шло по какому-то плану, а вот я уверен, что Леонид четко чувствовал зал, и в зависимости от этого «пульса» подбирал материал.
Порадовали, конечно же, сольные хиты и несколько песен из репертуара «АукцЫона». Очень хороши и неожиданны психоделические эффекты, например, электрогитара с фуззом (гитарный эффект «перегруза» звука. — Прим. авт.).
Некоторых зрителей напрягало не-общение между композициями. Для меня все было естественно: у Федорова такие композиции, прослушивание которых погружает в пучину сознания. Это погружение в творчество в чистом виде, а слова «вырывают» человека (слушателя) из глубин этой пучины. Вся эта бытовуха, обыденность тут ни к чему, никаких примесей не нужно.
Каждая прозвучавшая нота «входила» в меня, правильно «входила». Прямо в сердце бил, в «десяточку» — Великий Мастер! Единственный в своем роде!
Катерина Вершинина:
— Федоров потрясающий, я обожаю его музыку, его творчество. Он и группа «АукцЫон» для меня и есть легенды русского рока. Федоров и его песни глубокие: их можно слушать бесконечно, и нет пресыщения, нет дна, находишь все новые оттенки — эмоциональные и смысловые. Мне как художнику формальное искусство — не буквальное, не реалистичное — особо близко.
Концерт в Одессе был прекрасным, он и не мог быть другим. Хорошо слушать эти вещи в камерном, небольшом зале. Поразительно, как Леонид Федоров за 5 минут завел, раскачал зал. Всего пару минут назад все были сами по себе, а тут стали едины с музыкой, подпевают, двигаются, живут, дышат в ритм… Это не может не захватить, оставить равнодушным: он так выкладывается на сцене, все, как на одном дыхании, но с оглушительной силой. Заряд колоссальный… Спасибо, концерт реально СОСТОЯЛСЯ — выходили обновленные:) Понятное дело: ближайшие 2 недели диск Федорова бессменно у меня в машине:)
Андрей Вовк:
— Я лет 5 назад очень плотно слушал «АукцЫон», а потом и Федорова — когда переслушал весь «АукцЫон», включая кучу записей со всяких концертов, ну и на самих концертах побывал, понятное дело.
Первая часть была на «отлично», звучало бодрое старье и новье, а ближе к последней трети концерта был перебор со всяким тягучим депресняком. Не хватило небольших антрактов с вопросами из зала, я слышал на записях, что Федоров такое практиковал)
Здоровски игрался с гитарными эффектами, местами смешно забывал текст, но эмоционально все было круто, как будто и не за сороковник чуваку (музыканту в январе исполнилось 50 лет. — Прим. авт.).
Вообще я уже отошел от такой музыки, и субботний концерт был чем-то вроде привета из прошлого) Но Леонид Федоров однозначно вне времени и контекста, это музыка из другой галактики.
Впечатления собирала Лариса Кузора