В одесском художественном музее покажут картины легендарной Яблонской

С 3 марта по 1 апреля 2017 года в выставочных залах Одесского художественного музея состоится выставка работ Татьяны Ниловны Яблонской из собрания музея, приуроченная к 100-летию со дня её рождения. Открытие выставки — 3 марта в 15:00 при участии художницы Гаяне Атаян, дочери Татьяны Яблонской. Вход на открытие выставки свободный.

Стиль Татьяны Яблонской узнаваем, а влияние на развитие украинской живописи трудно переоценить. Сосчитать все музеи, в которых хранятся работы Яблонской, практически невозможно — её произведения украшают собрания не только Украины, но и по всему миру от московской Третьяковки до Музея Дракона на Тайване.

В юбилейный год по всей стране пройдут персональные выставки Татьяны Яблонской. Не останется в стороне и Одесса — коллекция Одесского художественного музея хорошо иллюстрирует основные этапы творческого пути всемирно известной художницы, убедиться в этом можно будет уже 3 марта. Наследие Яблонской в собрании музея представлено 15 живописными и 6 графическими работами. Многие из этих произведений к 100-летнему юбилею художницы выставляются впервые.

Талант Яблонской проявил себя еще в студенческие годы — первая персональная выставка художницы состоялась в стенах Киевского художественного института в 1940 году. Сейчас эти работы экспонируются в музее Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, но одна из них (академическая постановка «Гуцульская пара») украшает коллекцию Одесского художественного музея. В «Гуцульской паре» прослеживается влияние преподавателя живописи, знакового украинского художника Фёдора Григорьевича Кричевского (1879–1947).

В произведениях конца 40-х — начала 50-х Яблонская проводит сопоставление пейзажа и человеческой фигуры. Этот период на выставке представлен картиной 1946 года «Вечер на Днепре». В коллекции музея нет монументальных, обобщающих картин Яблонской, которые принесли ей славу в конце 40-х годов. Нет и камерных, жанровых, повествовательных работ 50-х, созданных под влиянием материнства и отхода от больших тем. Но есть этюды — вспомогательный материал, который Яблонская использовала при разработке больших полотен. Эти зарисовки дают нам возможность проследить ход подготовки художницы к написанию знаменитых картин. Среди них темпера 1946 года «В парке» (этюдная работа к картине «Над Днепром» (1956, НХМУ)) и рисунок карандашом 1973 го «Зимой» (этюд к картине «Зимний день в Седневе» (1973, ГРМ)).

В 1960-е Яблонская кардинально меняет свой стиль в сторону упрощения и декоративности. Татьяна Ниловна много путешествует по Украине, часто бывает в Полесье, Закарпатье. Под впечатлением от самобытного народного искусства на протяжении нескольких лет она создает цикл «Украинские мотивы». Фольклорные традиции повлияли на своеобразный образный строй произведений — отмечается целостность, торжественность ритма, симметричность композиции, звенящая яркость цветовых пятен. В Одесском художественном музее хорошо представлен этот период её творчества. Произведение «Молодожены» 1966 года представляет глубоко традиционные образы жениха и невесты: сочетание силы и твердости мужского характера и застенчивой женственности.

В начале 70-х Яблонская вновь в творческом поиске — большое влияние на нее оказала поездка в Италию и вдумчивое знакомство с искусством Проторенессанса. У Яблонской открывается второе дыхание, ей вспоминаются довоенные студенческие поиски чудодейственных возможностей живописи. Начинается период этюдов, непосредственного диалога художника с природой. Любой, казалось, незначительный мотив художнице удается опоэтизировать, наполнить сложной внутренней жизнью. Посетители выставки смогут увидеть работы «На косе», «Теплый весенний дождик», «Старая яблоня», «В саду» — все эти пейзажи привлекают лиричностью, пиететом художницы перед красотой мира. Доминируют поиски трактовки живописной поверхности, композиционных и тональных решений с учетом переосмысления творчества импрессионистов, барбизонцев. Палитра высветляется, наполняется воздухом. Силуэты предметов растворяются в переливах света и цвета. Полотна 70–80-х годов — особый целостный мир, который требует вдумчивого, неторопливого, внимательного постижения.

Последние годы жизни Татьяны Ниловны были омрачены тяжелой болезнью. Прикованная к инвалидному креслу, она не оставляла дела своей жизни. Напротив, жизненные обстоятельства позволили ей видеть большое в малом, продолжить великий созерцательный путь в творчестве и подтолкнули к применению непривычного для нее материала — пастели. Объектом ее ежедневного созерцания стало окно в кухне, максимой красоты — любой предмет, озаренный солнцем.

Добавить комментарий

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56