Французский пианист Сиприан Кацарис показал в Одессе искусство импровизации
Сиприан Кацарис, яркий представитель французской фортепианной школы. Его особенностью является интерес к транскрипциям оркестровых сочинений. Также он часто импровизирует на концертах, согласно старинной традиции. В этом и смогли убедиться слушатели на концерте по случаю открытия фестиваля «Odessa Classics» в Одесском театре оперы и балета. Если в старину искусство музыкальной импровизации было развито широко, то в наше время, к сожалению почти забыто.
Импровизация. Это латинское слово означает – непредвиденный. Обычно, композитор, сочиняя произведение, предварительно обдумывает его, записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно взвешивая каждую деталь. Но бывает и так: музыкант садится за рояль и словно размышляя, начинает играть. Получается, что он и играет и сочиняет одновременно.
Именно с речью о том, как утрачены традиции импровизации и о возрождении этих традиций, начал свою приветственную речь, Сиприан Кацарис.
Есть замечательная история, о юном Амадео (именно так называли Моцарта в Италии), когда он должен был импровизировать во время своего концерта в одном итальянском городе на заданные темы. Например: которую предложит по своему выбору первый скрипач оркестра. Так вот, слушатели не в силах были поверить, что ребенок может так вдохновенно импровизировать и потребовали, чтобы он снял кольцо. Они решили, что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Конечно, сняв кольцо, Моцарт продолжал играть так же хорошо.
А в одном письме к отцу Моцарт пишет: «Я всякий раз делаю то, что мне тут же придет в голову…».
Великолепным импровизатором был и Бетховен, он пленял венцев не виртуозным владением фортепиано, но и композиторскими новшествами и творческой выдумкой.
Потому не случайно программа была построена именно таким образом. В первом отделении прозвучал Mozart — Piano Concerto No.21 in C major, K.467, во втором — Beethoven — Piano Concerto No.3 in C minor, Op.37. Следует отметить, что это большая редкость в одной программе услышать сразу два концерта.
Сиприан Кацарис — француз с греческим происхождением. Он демонстрирует свободу и фантазию, иногда в серьезном, а порой в шуточном ключе. Все это образует новый ракурс на классику, где помимо чувств и размышлений подключается интеллектуальная работа. Ведь современное искусство требует особой расшифровки в любом жанре. Мы разгадываем метафоры в театре, символы в живописи, послания в музыке.
Виртуозная техника владения инструментом, мастерство спонтанной фантазии, и в тоже время выразительность трактовки.
Но слушатели, смогли оценить не только великолепную импровизационную технику пианиста и мастерство спонтанной фантазии, но и точеное исполнение классического произведения. Например, во время исполнения Моцарта, Сиприан сохранил вторую часть в оригинале. Чуткость к мельчайшим интонациям в совокупности с невероятной виртуозной техникой владения инструментом. Предельно ясно донесена каждая интонация, при этом, не просто играя на инструменте, а очаровательно заигрывая с музыкой.
Охотно согласимся с высказыванием любимого и уважаемого одессита Феликса Кохрихта, о вчерашнем вечере: «21 фортепианный концерт Моцарта и Третий концерт Бетховена впервые прозвучали так, словно их создал один композитор».
Технической искусностью музыкант демонстрирует свой уникальный и неповторимый стиль. Большое умение Сиприана в исполнении варьировать музыкальный текст, создавать музыкальное произведение непосредственно во время исполнения.
Успех концерту способствовал и духовный контакт, в который вошли солист, дирижер и оркестр. Впервые на концертах фестиваля выступил оркестр Одесского национального академического театра оперы и балета под управлением дирижера Игоря Шаврука. Бессменный друг фестиваля, одухотворенный и самостоятельно мыслящий мастер. Это прекрасный опыт, как для музыкантов, так и для нас слушателей. Ведь такой же концерт уже никогда не повторится и в этом суть импровизации.
Напомним, что фестиваль Odessa Classics продолжается до 9 июня. Программа выступлений по ссылке.
Олеся Баглюкова
Фото: Николай Вдовенко