В Оперном театре готовят премьеру Джузеппе Верди «Набукко»
Одесский Национальный академический театр оперы и балета 18, 19 и 26 ноября проведет премьерные показы оперы Джузеппе Верди «Набукко». До этого на одесской сцене «Набукко» ставили только однажды — в 1847 году, спустя пять лет после премьеры в Ла Скала. Тогда опера была подготовлена силами итальянской труппы.
Новая постановка носит отпечаток современности и объединяет профессионалов из Одессы и Львова. По словам генерального директора ОНАТОБ Надежды Бабич, пять национальных театров Украины планируют создать ассоциацию, чтобы чаще приглашать на постановки специалистов из других регионов и увеличить количество гастролей по Украине. Режиссером «Набукко» стал гендиректор Львовской национальной оперы, народный артист Украины, экс-министр культуры Василий Вовкун. Львовянин, народный художник Украины Тадей Рындзак создает декорации. Из одесских специалистов над оперой работают художник по костюмам Сергей Васильев, хореограф-постановщик Янина Киселева. А главную партию вавилонского царя Набукко (Навуходоносора) репетируют баритоны — заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин, Александр Стрюк и Иван Фляк. Первосвященника Захарию воплотят на сцене басы — народный артист Василий Навротский, Дмитрий Павлюк, Сергей Узун, Виктор Шевченко.
— В спокойные времена эта опера не имела успеха, — рассказал на состоявшейся в театре пресс-конференции Василий Вовкун. — Но сегодня, когда в воздухе разлито предчувствие мирового катаклизма, она звучит предостережением. Почти каждый день нас предупреждают о приближении к Земле опасных астероидов. Ученые ищут жизнь вне Земли на ближайших планетах. Джузеппе Верди в 1841 году в опере «Набукко» передает современникам и будущим поколениям тревогу и переживания за Храм земной перед кошмаром грядущего, чувствуя дрожь, охватившую Европу еще тогда, перед 1848 годом. «Маэстро революции», кроме новации в оперном жанре, в самой музыке удалось пересотворить пространство и время в спиральном проявлении. События VI века до нашей эры осмысливаются и переживаются нами на уровне нового интеллектуального и эмоционального понимания. Верди объединяет в одну цепь прошлое и настоящее, и его сила мысли проявляется в сегодняшнем времени новыми вызовами и угрозами для земной цивилизации. Театр в большинстве случаев отзывается постановкой этой оперы на самые актуальные и драматически-трагические моменты истории.
«Набукко», как гениально-мистическое сочинение, появившееся на срезе эпохи, времени, стиля, не всегда пользуется популярностью в спокойные времена, его миссия во время наивысшего накала и человеческого страха — быть символом восстановления надежды и справедливости, таким образом утверждая нас в будущем. Земля — маковое зернышко в космическом пространстве, она постоянно под угрозой столкновения с внеземными астероидами. Поэтому художник-сценограф Тадей Рындзак в оформлении спектакля изобразил на камнях, которые сыплются с неба, выбитые на древнееврейском языке фразы из Торы и лики тех, кто оберегал и молился за земной Храм. Войско Набукко — царя Вавилонского Навуходоносора — выглядит современным бездуховным монстром, готовым, будучи зомбированным властью, стереть с лица земли святой Храм. Оно олицетворяет зло, сущность которого — смерть. Первосвященник Захария перед таким страшным вражеским нашествием пытается внушить своему народу надежду, спасти Храм, взывая о спасении к Всевышнему.
Хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко, напомнил, что «Набукко» часто называют оперой-ораторией или хоровой оперой, и подчеркнул:
— Мы не статичны, мы динамичны в этом спектакле. В этой музыке заложены ростки «Травиаты», «Риголетто», «Бала-маскарада». А таких великолепных ансамблей и арий вы не найдете ни в «Травиате», ни в других вердиевских операх.
Джузеппе Верди писал в своей автобиографии о «Набукко» так: «Это опера, с которой поистине началась моя художественная карьера». И сегодня театры, которые берут ее в работу, принимают серьезный вызов. Совсем скоро увидим и услышим, как с этим вызовом справится наш театр.
Источник: Вечерняя Одесса
Фото: Юрий Литвиненко.