В Оперном театре — премьера с гигантским зеркалом и живыми картами
В Одесском театре оперы и балета — премьера. Пожалуй, лучшая в этом году. Удивительно динамичный балет с огромным зеркалом в качестве основной декорации, удивительно тонко подчеркивающие характер героев костюмы и оперные партии. «Маскарад» зрители встречают полным аншлагом, а провожают стоячими овациями. Культурометр делится впечатлениями.
Пожалуй, главная фишка постановки — огромное зеркало, установленное под углом к сцене. Благодаря этому зрители видят действие сразу с двух ракурсов — прямо и немного сверху. Словно все персонажи отражаются в гигантском новогоднем шаре. У зеркала есть свои тайны — оно становится прозрачным, а в конце наглядно демонстрирует, как рушится мир безумца.
По сюжету лермонтовского «Маскарада», действие разворачивается в богатых домах Европы. Пока за игральным столом спускают целые состояния, на маскараде отчаянно флиртуют, а завистники плетут интриги. Поверив в неверность собственной горячо любимой жены, которую оклеветали, заядлый игрок Арбенин совершит главную ошибку своей жизни. А толпа будет наслаждаться этим шоу, возлагая искусственные розы и тыча пальцем в обманутого. История многогранная в одесском оперном театре превратилась в изящный и местами жуткий балет. Практически все партии исполнены изящно и убедительно — Нина тонкой душевной организации, рваные движения гордеца Арбенина, услужливые позы интриганов, страстная баронесса Штрайль и ловелас Звездич. И толпа.
Прекрасно показана картина сплетен — нет, здесь никто не шепчет на ухо. Создатели блестяще обыграли афоризм «полоскать чужое грязное белье». Поэтому на сцене появляются огромные бельевые корзины, содержимое которых летит в Арбенина. Правда, рубашки из корзин оказываются на удивление белыми.
Удивительно и то, что в балете есть место не только людям, но и вполне неживым персонажам. Так, удивительно ритмично движутся девушки в черных костюмах с мастями карт. Они и есть карты, ритмично перетасовываются в колоду, создавая расклад по всей сцене. Отдельно стоит отметить роботизированное изящество манекенов ювелирного салона. Вместо лиц у них сверкающие диадемы, а руки усыпаны браслетами.
Действие разворачивается на протяжении полутора часов, при этом даже маленькие дети, которых родители привели на вечерний показ, следят за происходящим безотрывно. Динамика хореографии и музыки гениального Хачатуряна держат в напряжении до конца. Разражаясь буквально истеричным финалом сцены безумия, которая покачнет мир на сцене.
Дирижер-постановщик — Виталий Ковальчук, балетмейстер-постановщик — заслуженный артист Украины Гарри Севоян, художник-сценограф — Игорь Анисенко, художник по костюмам — Сергей Васильев.
Интересно, что композитор Арам Хачатурян не сочинял балет «Маскарад». В 1941 году он написал музыку к ставшему знаменитым одноимённому спектаклю Театра им. Е. Вахтангова, а через два года переработал её в оркестровую сюиту.
Лишь двадцать лет спустя, в 1982 году, уже после смерти композитора, его ученик Эдгар Оганесян создал партитуру балета «Маскарад» на основе музыки Арама Хачатуряна, включив в неё фрагменты и других произведений композитора: Вторая симфония, Соната-монолог для виолончели соло, «Бассо остинато» из сюиты для двух фортепьяно.
Составить собственное впечатление о «Маскараде» в одесском оперном театре можно уже 21-го ноября. Правда, стоит позаботиться о билете заранее.
Фото: Пресс-служба Оперного театра.