В Украине рухнула финансовая пирамида
В Украине закрылась крупнейшая финансовая пирамида под названием B2B Jewelry. Горячая линия не принимает входящие звонки, а на сайте пирамиды новостные статьи последний раз выходили 16 марта.
Фото: b2b.jewelry.official/Фейсбук
Видеодоказательство того, как в обычных полиэтиленовых пакетах вывозили деньги из ювелирных магазинов компании B2B Jewelry, которая развивалась по принципу финансовой пирамиды , опубликовал в своем блоге ранее на Youtube журналист-расследователь Денис Бигус. , пишет сайт «Финансовая Лига».
«Пацаны пакуют твой кэш в мусорные пакеты. Раз в день набирается пакет, и пяток ребят сопровождения идут выносить «мусор». «Мусор» вывозят на новеньком «крузаке». Их там под магазинами крутится несколько, все куплены осенью прошлого года. Я так понимаю, они оформлены на «золотых директоров» из Ладыжина и Киева. А тем временем, ни «тонны» продаж золота, ни 416% годовых для бабушек, ни картонные сертификаты в виде купюр не спасут пирамиду от краха», — отмечал Бигус.
Фото: Денис Бигус
В целом, в Украине, России и Казахстане успели открыть 59 магазинов B2B Jewelry. Клиентам рассказывали о ювелирном заводе, благодаря которому доходность на пассивные инвестиции в изделия из драгметаллов составляет 8% в неделю или около 400% годовых, что грамотных людей настораживает. Таких высоких доходов не дает ни один реальный законный бизнес.
На странице компании в facebook уточняется, что инвесторов у компании более 400 тыс. К слову, самые активные сотрудники компании привлекли у своих вкладчиков уже 250 млн долл, хотя подтвердить это практически невозможно, отмечает журналист. B2B Jewelry открывала свои офисы в основном в районных и областных центрах, вдали от городов-миллионников. И только недавно открыла магазины в Киеве и Одессе. Основными клиентами на сертификаты, которым обещали «нешуточный доход каждую пятницу» были пенсионеры.
Фото: b2b.jewelry.official/Фейсбук
Фото: b2b.jewelry.official/Фейсбук
Фото: b2b.jewelry.official/Фейсбук
А вот Генпрокуратура и налоговая служба предоставила данные, согласно которым совладельцы B2B Jewelry подозреваются в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах, и использовании схемы вывода наличных через фиктивный благотворительный фонд.
В пирамиде есть четкая иерархия по количеству приведенных новых клиентов. Наверху находятся Мастера, Директор и Диамант, получающие самый большой процент от привлеченных денег.
Как пишет Денис Бигус, который ради эксперимента также стал «подопечным» в многомиллионной сети пирамиды: «Это бренд, под которым работает сеть фирменных магазинов ювелирного завода «Шарм», расположенного в городке Ладыжин под Винницей. Бренд появился летом 2018 года, но взрывной рост проекта начался летом-осенью 2019-го.
Сейчас B2B представлена во всех крупных городах Украины и полутора десятках райцентров, а также в России и Казахстане.У B2B очень необычные ювелирные салоны. В них клиентам доплачивают за покупки: кэшбек (возврат средств) составляет больше цены изделия. Но главный товар в магазинах сети – не украшения из драгметаллов, а сертификаты, обеспеченные золотом или серебром».
Компания предлагает три способа, как можно зарабатывать у них. Первый – это золото. В магазинах продаются ювелирные украшения от 20 поставщиков во главе с заводом «Шарм», на ценниках значатся две суммы: одна – фактическая стоимость товара, вторая – сумма кэшбека (возрат денег за покупку). Сейчас кэшбек составляет 104%, это означает, что украшение в салонах B2B Jewelry получается бесплатно и плюс за него еще и доплатят. Кэшбек разбивают на 52 части и выплачивают на карту любого банка в течение года.
«Это просто маркетинг: наша продукция дороже, чем у большинства конкурентов, таким образом, компания привлекает покупателей», – поясняла логику кэшбека консультант киевского B2B Jewelry.
Второй способ – сертификаты. Вместе с реальными украшениями, компания продает сертификаты. В B2B Jewelry уверяют, что они дают право в любой момент получить изделия из золота или серебра на номинал сертификата, который стартует от 1 тыс грн. «Сертификаты можно сравнить с депозитом», — отмечает один из менеджеров B2B.
По сертификату обещают 8% в неделю или 416% годовых, выплаты – каждую неделю. Сертификат всегда можно обменять на украшения, но тогда проценты теряются. Однако, по словам менеджера, 8% в неделю – временный ход, далее B2B в два раза снижает процент выплат – до 4% (больше 200% годовых), т.е. стоимость «уровня реальной рентабельности компании».
Фото: b2b.jewelry.official/Фейсбук
Третий способ – сеть MLM, сетевой маркетинг. Компания привлекает новых клиентов, финансово мотивируя каждого своего «инвестора» агитировать на покупку сертификатов родственников и знакомых. Чем больше покупателей – тем больше бонусов. Согласно системе, есть 23 ранга от «новичка» до «диаманта» с оборотом от $0 до $100 000 000, бонусы – от 8 до 19% за каждый взнос «своего» человека.
Как поделился один из «инвесторов», у которого сеть превысила оборот в $1 млн, рост проекта начался летом-осенью прошлого года, когда к нему присоединились специалисты по сетевому маркетингу и внедрили систему бонусов. Это привело к грандиозному эффекту.
«Большинство покупателей приходят в салоны именно за сертификатами. За час в магазине я видел, как три человека заплатили за сертификаты B2B Jewelry от 20 тыс. до 40 тыс. грн.», — отмечал журналист Бигус. При чем основными клиентами пирамиды были люди пожилого возраста.
«Доказать факт возможного обмана и сумму ущерба на основании только сертификата невозможно, нужен, как минимум фискальный чек или банковская выписка», — говорит юрист Stron Legal Services Тарас Швец.
Основатель финасовой пирамиды — Николай Гонта, владелец ювелирного завода «Шарм» из небольшого райцентра Ладыжин под Винницей.
«В 1999 г. я создал свою мастерскую в Виннице: подобрал команду будущих мастеров и оплатил им учебу. К 2003 г. штат работников фирмы «Шарм» насчитывал 150 человек с большой сетью магазинов и 2000 клиентами по оптовым продажам», — рассказал Николай.
Николая Гонту ранее подозревали в сбыте контрабанды: его завод якобы занимался перебивкой проб на ювелирных изделиях, а фирменные магазины – реализацией продукции на десятки миллионов гривен. По данным следствия, с 2007 по 2011 гг. через «Шарм» прошло около 600 тыс. ювелирных изделий «неизвестного происхождения» общим весом более тонны. Но все как-то «обошлось».
Можно ли прямо называть B2B Jewelry пирамидой? «Признаки действительно есть: нереально высокие проценты, постоянный расчет на новых участников, отсутствие экономического базиса в бизнес-модели. Ювелирный бизнес существует уже тысячи лет, здесь почти невозможно придумать модель, которая обеспечила бы рентабельность в 400% годовых», — говорит исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
Денис Бигус обратился ко всем финрегуляторам, а также в Нацполицию и Генпрокуратуру с просьбой дать оценку деятельности B2B Jewelry. «Конкретного ответа не предоставил никто: в НКЦБФР сказали, что давно следят за компанией, но пока не могут вмешаться; в Нацкомфинуслуг – что не имеют полномочий; в НБУ – что займутся этим вопросом в пределах полномочий, пообещав, что уведомят правоохранителей; в прокуратуре — что не обязаны давать гражданам юридическую консультацию по каким-либо вопросам», — отметил Денис Бигус.
«Ни я, никто другой не мог предвидеть таких событий в нашей стране и во всем мире. И что мы станем заложниками этой непростой ситуации. Еще в это воскресенье открывались новые магазины, проводились презентации и семинары, а уже сегодня – все отделения законсервированы», — сообщил недавно руководитель B2B Jewelry Николай Гонта в ответ на возмущение инвесторов, переставших получать выплаты.
А вот, что пишут в социальных сетях инвесторы.