В Украинском театре показали «Коварство и любовь» в необычном формате
Если сначала прочитаете пьесу Шиллера «Коварство и любовь», а потом посмотрите спектакль режиссера Ивана Урывского, то вы получите дивный опыт, может быть менее чистый, чем просто посмотреть спектакль, но более захватывающий и поучительный. Вы поймете, чем может быть театр.
Благородный Фердинанд, сын президента фон Вальтера и Луиза, дочка скромного музыканта Миллера, любят друг друга сумасшедшей но невозможной любовью. Его отец, циничный манипулятор, хочет выдать сына замуж за Леди Мильфорд. Шиллер стремился создать своих Ромео и Джульетту в ином контексте, сказать о чувстве, которое посылается не для семьи, детей, быта, а как сила божественного присутствия.
Спектакль же смел и жесток, адаптация пьесы, сделанная Урывским, обманчива и настойчива. В трактовке пьесы коварство оказывается важнее и сильнее любви, а трагедия для режиссёра – олицетворение власти, которая уродует человека. Костюмы и декорации далеки от эпохи Шиллера и больше напоминают постапокалиптическое будущее.
На сцене появляются влюблённые, по-детски корчив друг другу языки, они оказываются у дерева с которого хотят сорвать плод — словно плод искушения, который натолкнул на мысли про Адама и Еву, ведь им довелось познать счастье до тех пор, пока они его не вкусили. Так же произошло и с нашими героями. Сорвав запретный плод, в их судьбу вмешиваются Президент (отец Фердинанда) и его секретарь Вурма — для которых нежное чувство, Луиза и майора, всего лишь разменная монета, не более того. Отдельно стоит отметить эффектное появление на сцене Вурма и его образ земляного человека.
Сократив текст Шиллера Урывский превращает в емкий, стремительный и исполненный драматизма рассказ о том, как алчущие денег и власти способны погубить тех, кто хочет просто любить. Следить за действием, благодаря фирменной режиссуре Урывского, интересно. Урывский режиссер-минималист разворачивает перед нами лаконичную сценографию — сад лимонных деревьев, который является и местом встречи для влюблённых и как место где рождаются заговоры и интриги.
Радуют стремительно набирающие мастерство молодые артисты, Михаил Дадалев в роли Фердинанда и особенно Мальвина Хачатрян в роли Луизы. У актрисы красивый тембр голоса и хорошо поставленная сценическая речь, она органична и непосредственна. Ее Луиза прекрасная девушка, для которой самое главное богатство, состоит в умении любить и иметь большое сердце, при этом, несмотря на юный возраст, она мужественна и мудра.
Спектакль идет без антракта и достигает леденящей душу кульминации в финале. Следующий показ премьеры запланирован на 19 декабря.
Олеся БАГЛЮКОВА
Фото: Николай ВДОВЕНКО