В Украинском театре — премьера с коньяком и собачьими консервами (фото)
В Одесском украинском театре — тесная премьера. На четвертом этаже, практически на чердаке — на Сцене 38 разворачивается трагедия двух одиноких мужчин. «Эмигранты» культового польского драматурга Мрожека в Одессе обретают новую жизнь, запах и даже вкус.
Спектакль начинается задолго до того, как прозвенит звонок. Он, собственно, и не звенит — не формат это для камерной сцены. И пока зрители аккуратно рассаживаются по стульчикам, расставленным по периметру в пронизанной яркими софитами черной комнате, двое копаются в своих чемоданах. Под навязчивую механистично-игривую музыку. Вырывается дым, мигает свет — все уже началось, мы уже в подвале без окон и, похоже, без выхода.
Это — спектакль на двоих. Для интеллектуале в черном, который демонстративно накидывает белую кофту, словно пальто — и в прямом и фигуративном смысле. И помятого работяги, который роет канализационные канавы уже третий год, разрушая собственное тело.
У каждого из них есть мечта, правда, скорее след мечты — привычка мечтать, чтобы придавать смысл жизни. Они живут вместе уже который месяц (или год?), каждый из них пытается состояться за счет другого.
И пока работяга подворовывает у интеллигента еду, носки и живет за его счет в подвале. Интеллигент дает волю всему своему сарказму и желанию манипулировать, произвести впечатление, быть выше и умнее — хотя бы одного человека.
Они мечутся от петли до собачьих консервов, по очереди примеряя все роли треугольника Карпмана: то жертва, то преследователь, то спаситель. То презренный, то презирающий. То уничтоженный, то уничтожающий.
Здесь играют не только актеры, но и свет, и даже запахи. А в какой-то момент один из героев накрывает стол и на зрителей. Правда, угощение весьма скудное и резкое — коньяк, а на закуску — лимон на салфетке.
«Эмигранты» – одна из самых известных пьес польской драматургии и мирового театра, в которой откровенно говорится о том, что обычно стараются не выставлять на показ. Пьеса написана в 1972 г, но до сих пор многое не утратило актуальности.
Текст: Оксана Маслова
Фото: Иван Страхов. Одесский академический украинский театр им. Василько