«Вечера французского кино в Одессе»: фильм-разочарование и фильм-восторг
В рамках фестиваля «Вечера французского кино», который ежегодно проводят Артхаус Трафик, Французский институт в Украине и Альянс Франсез Одесса, «Культурометр» посетил два показа — «Гранд централ. Любовь на атомы» и «Замок в Италии».
«Гранд Централ. Любовь на атомы» — вторая кинолента режиссера Ребекки Злотовски, фильм-участник конкурсной программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля (2013). Главные роли в фильме исполнили молодые таланты французского кино Леа Сейду и Тахар Рахим.
Уже само название говорит о том, что в киноленте режиссер пытается поставить знак равенства между радиацией и любовью, как между двумя одинаково губительными энергиями, которые обладают разрушающей силой, разъедают изнутри, которые невозможно «смыть». Тем не менее, вместо чувственной и проникновенной картины, получилось пресное, лишенное глубины и довольно прозаичное кино.
В центре сюжета молодой парень Гари (Тахар Рахим), которого необходимость срочно заработать приводит на АЭС, где среди новых коллег он находит друзей и попутно «влюбляется» в девушку одного из них – Кароль (Леа Сейду).
Режиссер одновременно берется за две идеи, однако лишь набрасывает их неуверенной рукой, не раскрывая и не доводя до логического или эмоционального завершения ни одну. Так, в фильме показаны монотонные будни рабочих АЭС. Ребекка Злотовски неловко поднимает тему социального неравенства, безразличия руководства к работникам, и неубедительно говорит о смелости, с которой ежедневно сотни рабочих женщин и мужчин подвергают опасности свои жизни ради того, чтобы, как выразился один из героев фильма, «нести свет людям». Но нам показаны совсем другие приоритеты действующих лиц. Герой Тахара Рахима Гари и его друзья не имеют образования и квалификации, но остро нуждаются в деньгах, что и толкает их работать на АЭС. Они, по сути, и не осознают всей опасности, а ежедневная угроза смерти их пугает ничуть не больше, чем возможность лишится денег – они то и дело подделывают показания дозиметра.
На протяжении всего фильма режиссер нагнетает атмосферу, зрителя не покидает ощущения приближающейся трагедии. И вот героев настигает страшный гул сирены АЭС, следующий кадр – трогательная сцена, в которой побритая налысо подруга героини Сейду, рыдая, произносит: «Я только хочу увидеть тебя в свадебном платье». Тем не менее, через пару кадров эта же подруга весело гуляет на свадьбе Кароль. Эта совершенно нелогичная сцена воспринимается как минутная игра на чувствах зрителя. И одной подобной сценой, к сожалению, режиссер не ограничивается.
Кинолента представляет собой калейдоскоп, в котором зритель видит различные картинки из жизни главного героя, объединенные лишь местом и действующими лицами, однако не связанными ни единой мыслью, ни чувством. Главный герой знакомится с будущей женой своего коллеги и по мановению руки сценариста они тут же предаются любви на безлюдном островке. Это история совершенно неубедительной, сводящейся лишь к сексу любви. Ведь Кароль в отношениях с Гари преследует свои прагматичные цели – ее будущий муж не способен иметь детей. Становится понятно, почему героиня Сейду появляется на экране исключительно без бюстгальтера и в коротких шортах, демонстрируя «товар» в поисках мужчины, который способен «подарить» ей ребенка. Единственное, что Ребекке Злотовски удалось убедительно донести до зрителя – это идею жестокости женской натуры. Ее героиня – женщина, которая ради своего счастья с одним мужчиной готова использовать другого. В этом фильме нет любви, разъедающей изнутри и сводящей сума: единственное чувство, которое Кароль испытывает к Гари – это жалость.
То, что происходящее на экране не вызывает у зрителя никаких чувств, то, насколько неуверенно высказывается о поднимаемых темах режиссер, как сильно скачет сюжет от одной идеи к другой, позволяет говорить о «Гранд централ. Любовь на атомы» как о фильме-разочаров
«ЗАМОК В ИТАЛИИ»
«Замок в Италии» — фильм режиссера Валерии Бруни-Тедески, фильм-участник Каннского кинофестиваля, который многие одесситы уже смогли посмотреть во время закрытия ОМКФ этим летом. Кинолента рассказывает историю семьи аристократов Росси-Леви, некогда богатых промышленников, которых на этом свете осталось всего трое – Луиза, 40 – летняя женщина без семьи, ее мать и умирающий от СПИДа брат.
Стоит ли говорить о том, что это довольно интимное кино. Ведь Валерия фактически играет саму себя, роль матери главной героини исполняет ее собственная мать, которая лично подбирала актера на роль сына. А герой Луи Гарелля, молодой любовник Луизы – бывший бойфренд Бруни-Тедески, с которым они усыновили ребенка. История ВИЧ-инфицированн
Невозможно однозначно сказать, о чем это кино, режиссер поднимает множество тем, неразрывно связанных между собой — темы жизни и смерти, любви и семьи, и даже Бога. «Замок в Италии» заставляет глубоко сопереживать героям, дает зрителю возможность пережить массу эмоций, прочувствовать всю гамму чувств: от гомерического хохота до крокодильих слез.
Это кино о ценности семьи. На экране мы видим семью, члены которой чрезвычайно близки между собой, это элитный ограниченный круг – у них свои песни, свои ритуалы и свои поводы для смеха. Когда семья вместе – все вокруг застывает, брат и сестра снова маленькие избалованные дети, принц и принцесса, которые носятся по собственному замку. Их не волнуют насущные проблемы, они наслаждаются обществом друг друга и своей матери.
Это кино о любви, которой покорны все возрасты. И хотя в объятия молодого, увлеченного ею актера, Луизу толкает отчаянное одиночество и осознание того, что, это, возможно, ее последний шанс завести семью и детей, все же доверяешь их неловкой любви. Герой Луи Гарелля – инфантильный, требующий внимания к своим надуманным проблемам, капризный ребенок, дает возможность почувствовать Луизе ту «жизнь», ради которой она сама когда-то бросила актерскую карьеру.
Это кино о самом естественном желании женщины – о желание стать матерью. Непреодолимое желание главной героини завести ребенка, которое ближе к середине фильма превращается в одержимость, одновременно и крайне смешное, и предельно грустное. Сцена, в которой Луиза отчаянно стремится, дабы закрепить результат, сесть в «святое кресло», которое, по слухам, помогает женщинам забеременеть – сквозь смех вызывает и слезы. Валерия Бруни-Тедески уверенно заявляет в фильме, что любая женщина рано или поздно осознает необходимость и счастье материнства.
«Замок в Италии» — это фильм о смерти, принятой настолько, насколько ее вообще возможно принять. Главным в этой истории все же остается замок, с необходимостью продажи которого смирились Луиза и ее мать, но не брат Людовик. Людовик болен СПИДом и ему становится все хуже, он крепко держится за подлинник Брейгеля и замок, в котором прошла лучшая половина его жизни, который напоминает ему о былом величие и силе. Кажется, что Людовик надеется, покуда замок и подлинник Брейгеля будут оставаться у семьи, будет жить и сам Людвик. Однако аллюзию на необохимость расставание Людовика с замком мы видим в ситуации с садовником, который рассказывает о том, что старинное дерево, неотъемлимая часть замка, смертельно болеет и вскоре умрет… И Людовик заказывает новое дерево.
«Замок в Италии» — это фильм, который без сентиментализма и натянутого драматизма рассказывает историю одной удивительной семьи.
Елизавета Сокуренко