Великолепная тройка: фильмы Одесского кинофестиваля 2019, которые обязательно нужно посмотреть
Первые три дня Кинофестиваля позади, и Культурометр делится впечатлениями от фильмов. Самое яркое впечатление и долгие часы размышлений за собой оставили три фильма: «Великолепная эпоха», «Мертвые не умирают» и «Боль и слава».
«Великолепная эпоха». Именно этот фильм выбрали для открытия Одесского Кинофестиваля. И, надо сказать, не зря.
Хотя десятки людей, которые покинули зал в первые минуты фильма так и не смогут этого оценить. Фильм чем-то напоминает великие романы начала 20-го века – сначала несколько страниц описания природы, для погружения в атмосферу. А затем – динамический сюжет. Так и здесь – главные герои фильма – пара в пожилом возрасте. И тянется у них нудно и неинтересно. Режиссер мастерски погружает в мир тех, кому 50+. Кажется, что их еще ждет – жизнь на закате, дотяни уже до финала. Но нет! В фильме разгораются нешуточные страсти. Романы, измены, выставить в полночь мужа из дома, закрутить с ним роман спустя десятилетия брака, отказаться от идеи отказаться от себя.
По сюжету, впавшему в депрессию старику, которого выгнала из дому жена за предсказуемость и скуку, сын дарит чудесный билет в … то время, которое старик выберет. И тот выбирает – момент встречи со своей супругой. Сама идея — воссоздать для человека эпоху его мечты заслуживает отдельного внимания. Казалось бы, после ошеломительного успеха сериала «Западный мир», тема исчерпана. Но вот совсем нет! И фильм смотрится очень по-французски! Чего только стоит роман второй пары – истеричной актрисы и режиссера эпох.
— Уходи, — и выкидывает его костыль в окно своей спальни. Гасит свет. Зажигает
— В прошлый раз ты разбил комод.
-Я медитирую.
Страстные эмоции, трава под ногами, музыка, шутки и милые интриги. На открытии режиссёр Николя Бедос сказал, что фильм во многом о его родителях. Наверное, поэтому он настолько откровенен, искреннен, трогателен и оставляет за собой теплую улыбку. В ноябре лента выйдет в прокат – не пропустите.
Тему возраста, кстати, поднимает еще один фильм — «Боль и Слава».
Фильм Джима Джарамуша «Мёртвые не умирают». Джарамуш – новая икона современного кино, немудрено, что именно его лента, которую на фестивале показывают вне конкурса, собрала первый аншлаг в кинофестивальном дворце. А это – 1300 мест. Фильм повествует о зомби-апокалипсисе в маленьком типовом американском тихом городке. Но на какой-то свой, совершенно особенный лад. Отдельно к фильму привлекают внимание звездные исполнители главных ролей – Бил Мюррей, Тильда Суинтон и Адам Драйвер.
«Странно». Именно это слово чаще всего звучит в фильме и первым приходит на ум с финальными титрами. Что это было? Чёрная комедия? Зомби апокалипсис-хорор? Стеб над культовыми ужастиками? Стеб над жанром вообще? Стеб над американским стилем жизни? Стеб над затянутыми сценариями? Все не то, но все вместе, пожалуй, то. Плюс фирменный Джарамушевский юмор, который периодически дает понять – ну все не по-настоящему.
— Какая знакомая песня, что это?
— Это «Мертвые не умирают», основной саундтрек фильма.
Или
— Ронни, ты с самого начала говорил, что все плохо кончится. Откуда ты знал?
— Джим дал мне почитать сценарий.
Кажется, Джарамуш специально оставляет паузы, чтоб зритель успел заметить и оценить – невозмутимую игру актеров. Вот так, точечно приправляя нехитрый сюжет классического третьесортного ужастика о восстании мертвецов, Джарамуш, оказывается, продвигает очень важный месседж.
Мёртвые не умирают, потому что уже мертвы. Судя по фильму, мы все уже давно живём в мире мёртвых. Зомби апокалипсис не произошёл, потому что мы не заметили, как стали зомби. После смерти зомби делают то же, что и при жизни – играют в футбол, позируют в странной одежде, идут в любимый магазин, тащат сладости, игрушки. Пожалуй, больше всего зал рассмешил кадр со снующими с телефонами зомби в руках, хрипящих «Wi-Fi, Wi-Fi». Ну, и чтоб не отходить от жанра – все стремятся поесть живой плоти. Пока с радио и телевизора власти активно не уверяют, что изменение продолжительности светового дня – это нестрашно, и работы по смещению полярных ледников ни разу не смещают ось Земли.
В фильме Джарамуш показывает выход — в лес, прочь из города, подальше от живых мертвецов. Несмотря на свою кажущуюся простоту и местами наигранную глуповатость, фильм поднимает очень важный вопрос – о смысле жизни. Главное, смотреть его трезвым. Потому что, во-первых от ряда сцен с гипертрофированным поеданием плоти откровенно тошнит. А во-вторых, сложно отделаться от ощущения, что вокруг тебя зомби.
Фильм Пьедро Альмодовара «Боль и слава» – невероятно эстетичен, красив по фактуре, насыщенным краскам и эмоциональным персонажам. Он скорее похож на личный сеанс психотерапии с помощью творчества и ряд камин-аутов, чем на фильм. Лента рассказывает историю известного испанского режиссера (все совпадения случайны?), который стал легендой кинематографа и сейчас страдает от сильнейших болей и полного непонимания как, а, главное, зачем жить дальше.
Время от времени герой Антонио Бандераса, который совсем не выглядит мачо, проваливается в наркотрипы, которые ведут прямо в детство. Вот он маленьким мальчиком рядом с матерью стирает белье, ночует на вокзале, живет в землянке, поет в хоре. Переходы очень плавные и органичные, как будто так и нужно – жить между двух времен: между старостью и детством.
Ленту сложно назвать динамичной, но между тем, она захватывает. Постепенно раскрывая героя, показывая его с разных сторон, делая все более объемным и все более… везучим. Охарактеризовать ее в двух словах можно как «закрыть гештальт». Что делают с человеком, у которого есть то, о чем многие и мечтать не смеют, не закрытые гештальты. Как время не лечит душевную боль, но присоединяет к ней физическую. И что будет, если наконец решиться начать жить так, как хочешь, а не велит мама. Даже самая любящая мама на свете.