Как исправить имидж Украины в Европе – советы ведущих культурных экспертов

Стоит объективно признать, что до последних событий об Украине в Европе знали и говорили мало. И хотя сейчас политика является основным контекстом, в котором упоминают о нашей стране, Украина находится в фокусе внимания Запада и должна сделать все возможное для формирования позитивного имиджа и продвижения национальной культуры. Какие шаги в этом направлении стоит предпринять обсудили ведущие культурные эксперты. Дискуссия на тему «Продвижение культурного имиджа Украины» собрала за одним столом культурных критиков Яна Пописа (Польша) и Олега Вергелиса, режиссёра Влада Троицкого, а также культурологов, искусствоведов и меценатов Одессы.

 

Совет № 1: Показать, что в Украине не только война

 

О том, как Украину видит Польша, рассказал ведущий польский критик Ян Попис – это действия Путина и спортсмены. Ян Попис уверен, что нужно срочно менять сложившееся представление, опираясь на уже имеющиеся культурные традиции. «Я вижу в Одессе огромную традицию. Французскую традицию, мощные европейские корни и даже, возможно, немного польскую (традицию). Это следует взять как основу для развития и показать, что в Украине не только война. Но традицию нужно построить на абсолютно новых формах. У Одессы есть свои иконы – Потемкинская лестница и Оперный театр – на них можно создавать имидж проектов», – отметил он.

 

Совет № 2. Развивать креативную экономику

«Украина на старте независимости входила в Топ-10 самых перспективных стран мира с точки зрения интеллектуального потенциала, а сейчас она попрошайничает на Вселенской паперти», – резюмирует Михаил Фрейдлин кандидат экономических наук, автор и продюсер фестиваля «Master-Jam Fest». Эксперт уверен, что стране нужен всеукраинский мозговой штурм и развитие креативной экономики, ведь качественный бренд страны – это тот главный актив, который перерастает в капитал.

По мнению эксперта, даже масштабные культурные проекты в Украине могут остаться не замеченными со стороны государства, но в Европе их отмечают по достоинству. В качестве примера спикер приводит последний инновационный проект «Master-Jam Fest» (Фестиваль проходил в Одессе с 5 по 8 июня 2013 г. и собрал более 40 исполнителей из 16 стран мира): «В этом проекте мы объединили информационные технологии с традиционным смыслом фестиваля. Возбудили мировое джазовое сообщество и «вытащили на поверхность» лучших из лучших. И если в Украине нас почти никто не заметил, то в мировых СМИ вышло более 2,5 тысяч публикаций о фестивале. Его настолько высоко оценили, что нам бесплатно выделили страницу в самом крупном фестивальном гиде мира. Стоимость одной страницы – 10800 фунтов».

 

Совет № 3: Доверить формирование имиджа конкретным личностям

«Большая непонятная и немного пугающая страна, которая сама до конца не определилась с тем, чего хочет», – такой, по мнению писателя, культуролога и мецената Евгения Деменка, видят Украину в Европе. Евгений Деменок акцентирует, что в Европе об Украине знают мало: «Если говорить, например, о живописи, я часто бываю за границей и в книжных магазинах не видел книг ни об одном украинском художнике, кроме Бориса Михайлова, который давно живет в Германии. За границей не презентован ни один украинских художник». Решение этой ситуации, как считает спикер, заключается в направленном позиционировании Украины как страны, рождающей таланты: «Нужно ассоциировать Украину с известными именами: из прошлого и современными. В первую очередь, маркировать места, например назвать аэропорт в честь выдающейся личности».

 

Известный театральный критик Олег Вергелис также уверен, что только фактор личности определяет культурный имидж страны. «Есть (Мирослав) Слабошпицкий, его фильм («Племя») заработал для имиджа Украины гораздо больше, чем любой другой. Есть Мария Матиос. Переводы ее книг – удел большого имиджа. Мы редко видимся с Владом (Троицким), но это человек, о котором я не перестану писать комплименты. Это те личности, которые создают вокруг себя пространство», – считает он. Критик также добавил, что необходимо уходить от факультативного формата культуры, комплекса «меншевартості», избавиться от этого восприятия, соблюдая уважение к другим странам и культурам, в том числе к России.

 

Совет № 4: Создавать совместные проекты с европейскими институтами культуры

 

Известный украинский режиссер и продюсер Влад Троицкий уверен, что Украине не нужно полагаться на государство в вопросах развития культуры, а стоит сосредоточиться на создании совместных проектов с зарубежными культурными институтами: «Мы выстраиваем всю политику на основе совместных проектов. Есть Польский, Американский, Чешский, Британский институты в Украине, которые должны пропагандировать их культуру здесь. Но мы договорились о коллаборации – приезжает зарубежный режиссер, дирижер и с украинскими артистами делает продукт с полностью украинским продакшеном. Одновременно происходит обучающий процесс. А иностранная институция заинтересована сделать репрезентацию у себя. Мы уже сделали с французами такой проект – спектакль «Антигона», в следующем году состоится тур по национальным сценам Франции». «Как только мы запустим коллаборационный проект, если в каждом городе найдется элита, готовая «без дураков» двигать свою историю – будет, что показать за рубежом, сейчас особо двигать нечего. Все уезжают мы не сформировали рынок для молодого поколения. Филармония – удел бабушек. Если мы прорвем (современный культурный) рынок, совсем другое дело», – подводит итог Влад Троицкий.

 

Елизавета Сокуренко    

Фото: Оксана Ситинская

   

Самые популярные новости за неделю

Анонсы событий

2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56