Михаил Сегал, создатель «Кино про Алексеева»: «У меня нет желания травмировать зрителя»

Режиссер Михаил Юрьевич Сегал

Режиссер Михаил Юрьевич Сегал все интервью продержался стоя на своих двух в буфете Одесского Театра Музкомедии. Человек с чувством юмора Тарантино, когда-то начинал клипмейкером для «Сплина», «Би-2» и «Ночных снайперов». Сегодня у него в активе три полнометражных фильма и книга. Автор нашумевшей киноленты «Рассказы», любезно поделился взглядом на счет страданий ради искусства, пооткровенничал, сколько для него весят привлекательные черты в женщине, и что прячет у него дома картина над кроватью. Кроме этого, обладатель музыкального слуха, Михаил Юрьевич поведал откуда взялся сочинительный талант главного героя его нового фильма «Кино про Алексеева», и рассекретил основное правило зрителя. После интервью, на просьбу оставить автограф, скромный режиссер, и, по совместительству писатель, попробовал себя в роли художника, нарисовав профиль Пушкина в цилиндре простым карандашом.

 

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

 

Каким образом вы подбираете актеров в свои фильмы. Какие черты для вас важны?

Все исходит от образа в голове: если он совпадает с реальным актером, то он мне подходит. Это интуитивный выбор. Важнейший критерий, чтобы актер умел перевоплощаться, был гибким в игре, делал свою работу хорошо. Чтобы потом не стыдно было ни ему ни мне.

 

Есть ли актеры, с которыми вы бы хотели поработать?

В моем случае все относительно. Без материала актеры для меня невидимки. Если есть сценарий, роль, тогда начинаю кого-то представлять, появляются мысли с кем-то поработать. А желание что-то делать в режиме «вот бы снять кино с таким-то» у меня отсутствует. Мне такое чуждо.

 

Вы сами пишите сценарии, и рассказывали, что для последней работы «Кино про Алексеева» придумали сюжет, слушая однажды радио в машине. Есть ли задумки для нового проекта?

Сейчас у меня в голове полная пустота. Но зная себя, это может измениться буквально через день. Пока не могу сказать, что хочу что-то конкретное снять. Жду диалога с вдохновением.

 

Недавно в Украине сняли фильм «Племя», про глухонемых детей. В нем есть сцены насилия, жестокости. Для вас подобный опыт приемлем в кино? Соглашаетесь ли вы со страданиями ради искусства?

Смотрел этот фильм. Это не страдания, это шок, шокирующая часть жизни, которую обычно скрывают, потому что на нее неприятно смотреть, а тем более осознавать. В кино такое часто используют ради потрясения, эпатажа. Для донесения сути у меня нет почти никаких принципов в искусстве. Я допускаю страшные, шокирующие фильмы, если это художественно убедительно, или же нет, если это выглядит бездарно. У меня нет желания травмировать зрителя. Есть ряд фильмов, которые построены на потрясении и кошмаре, и являются произведением искусства. Фильм «Племя» именно такой. Кстати, в этом году вышло пару таких картин, и, конкретно «Племя» я принял, хотя там и есть некая спекуляция тяжелой стороной жизни, временами хотелось отвернуться, выйти из зала, на многие вещи трудно было смотреть. С другой стороны, почувствовал в нем внутреннюю правду и поверил героям. Так для меня это перестало быть спекуляцией и превратилось в кино.

 

_DSC0169

Вы бы согласились работать как режиссер за границей?

Если материал интересный, то да. Для меня вопрос работы это всегда вопрос материала. Когда работаешь в своей стране, и являешься коммерческим режиссером, то на первом месте – деньги, если не коммерческий, то материал. С заграницей чуть иначе, тут еще влияет сам факт «работа за границей», и материал вроде как уже менее важен. Но для меня все-таки важен продукт, с которым работать.

 

Какое время суток для вас самое продуктивное?

Мне всегда плохо работается. И нет такого времени суток, когда было бы хорошо. Моя работа вне суток. Никакого подхода к работе нет. Идея либо выстрелила в голову либо нет. Можно часами гулять по улице, сидеть дома, стоять на голове, но не существует метода, чтобы в голову пришла идея. Развить ее, когда она уже появилась, легко, главное уловить суть. А дальше это просто вопрос времени: садишься, пишешь и место как-то отходит на второй план, главное, чтобы комфортно было с идеей, чтобы картинка появилась.

 

Вы меняете сценарий в процессе съемок или строго идете по плану?

Пока делаешь кино, это не относится к понятию «менять». То есть вносить правки это нормально. Но у меня почему-то не очень так получается, как правило, все выходит так, как представляю вначале. Есть, конечно, идеи, приходящие уже после готового сценария, в процессе съемок. Но это не относится к понятию переписывания сценарии. К примеру, есть сцена, которую ты увидел, написал диалоги, а потом в работе над ней придумываются детали, тогда просто обсуждаю это с оператором и принимаю решение. Советов мне особо никто не дает, но над раскадровкой работаю в тандеме с оператором. Он высказывает какие-то мысли, если вижу их уместными, то снимаем, так появляются новые мизансцены, кадры.

 

Как строился эпизод с Тарковским в фильме «Кино про Алексеева», вы с кем-то консультировались или пересматривали «Андрея Рублева»?

Нет. Это полная фантазия от начала до конца (улыбается). Я не изучал дневники или исходники, а представил как это могло бы быть. У меня стояла задача создать для фильма эпизод из 60-х годов со съемочной площадки Тарковского, и вот я его придумал. Главный герой попадает на съемку «Андрея Рублева» и видит все происходящее своими глазами, соприкасается с процессом создания Тарковским очередного шедевра. Дальше, понимая, что такое «Тарковский» с точки зрения творчества, и примерно понимая его образ, какой он был человек, как он себя вел, я придумал то, что он говорил и вложил в его уста нужные мне слова, представил, что он мог бы сказать.

 

Вы используете в эпизоде лошадей, какие у вас отношения с животными? И есть ли домашние?

Нет, у меня домашних животных нет, а отношения с ними разве что на уровне бифидобактерий в йогурте и паутины в коридоре (смеется).

 

В середине фильма звучит песня, ее играет главный герой со сцены на поле среди молодежи, она звучит как кульминация творчества персонажа. Кто автор?

Есть такой музыкант Филипп Вейс, я использовал одну из его песен «Поцелуй или выстрели» для прошлого моего фильма «Рассказы», а сейчас взял еще одну его песню, известную мне ранее, для фильма «Кино про Алексеева». Придумывая персонажа барда для кино, и давно желая эту песню использовать, буквально с самого начала работы вставил ее в сценарий.

 

В этой песне остро чувствуется талант персонажа, хотя в остальных эпизодах вы делаете акцент на утверждении, что он «недо» человек. Как вы это объясняете?

В этом и заключается сложность и не «черно-белость» моего фильма. В целом, это человек, который не сильно талантливый, вторичный, плагиаторщик, словом, не яркий человек. Но, в какой-то момент жизни, у него была одна песня и один день, когда он был лучше всех. А до и после этого была жизнь в никуда. В этом и есть одна из красных нитей фильма, что у «серого» человека была одна талантливая песня и один «звездный» день. Потому что талант прорастает, пусть и самую малость. А если у героя забрать эту песню, этот момент, то это было бы кино про дурачка.

 

Вы планируете запускать фильм «Кино про Алексеева» в украинский прокат?

Вот в чем польза ОМКФ, что здесь бывают нужные встречи. На днях успел поговорить с некоторыми украинскими дистрибуторами, и, возможно, что-то завяжется и будет прокат в Украине. Мне бы хотелось.

 

Вы можете встать и уйти во время фильма из зала?

Редко, но несколько раз уходил. Потому что обычно перед просмотром даю какой-то аванс фильму, думаю, даже если он плохо начался, ну не может же он быть весь таким. А потом проходит двадцать минут, тридцать, в голове уже крутится «ладно, до середины досмотрю и решу», а потом вовсе сдаюсь и дожидаюсь титров. Но даже при таком подходе было несколько фильмов, когда уходил, когда возмущали своей агрессивной бездарностью. И, поэтому, стараюсь пользоваться главным правилом зрителя, особенно, если это происходит на кинофестивале: всегда садиться с краю. В моем случае, я могу еще и лично знать создателей фильма и быть приглашенным на премьеру. Тогда это может вылиться в адскую ситуацию. Они знают где ты сидишь, а ты в середине зала: слева двадцать человек, справа двадцать человек, и все, смерть сейчас. А так сел на последний ряд, голову прикрыл руками, опустил глаза, а при случае, аккуратно вышел из зала и смылся.

 

И как вы в таком случае комментируете фильм, если это ваши коллеги? Есть какой-то шаблон?

По-разному бывает, смотрю по обстановке. Но есть самый страшный эпитет для режиссера, – когда вот прям очень не понравилось, и после первого показа вы пересекаетесь в фойе, и обойти нельзя, – тогда с вежливой интонацией, пожимая руку, сказать «Поздравляю с премьерой» (смеется). Это значит, что все, ад. Но я, в основном, всегда вру. Понимаю, что некрасиво, но если это мой знакомый, то зачем я буду его огорчать, какой смысл делать человеку плохо, поэтому я вру, но стараюсь как-то хорошо врать (улыбается). А если это неизвестный мне человек снял фильм, то мне вообще не стоит ничего говорить, ухожу и все.

 

Каким вы были в детстве, спокойным или хулиганом?

Не помню, спокойным, как сейчас, только ребенком (смеется).

 

Самые привлекательные для вас черты в женщине?

Мне вспоминается ответ Тургенева на эту тему, когда у него спросили «Какое главное качество в девушке?», он ответил: «18 лет» (смеется). Но он был циник, поэтому я так не отвечу. У Тургенева, кстати, мозг был один из тяжелейших по весу – не понимаю, правда, зачем надо было после смерти вскрывать человеку голову, и взвешивать его мозг – но, зачем-то это все-таки сделали и, поэтому, когда мой мозг достигнет веса мозга Тургенева, я постараюсь ответить на этот вопрос.

 

Что у вас висит дома над кроватью?

У меня дурацкая фотография висит. И даже не важно, что у меня там весит, важно, что раньше торчал шнур от предполагаемой лампочки. Мне она была ни к чему, поэтому надо было все это спрятать. И так сложилось, что однажды по приглашению пошел на какую-то дурацкую фотовыставку, и один из организаторов мне сказал: «А вот у нас заканчивается выставка, а вот это фотография такого-то фотографа и (пауза) хочешь – бери себе». В этот момент в моей голове вспыхнул провод, который нужно закрыть и я сказал, конечно, это «прекрасная» работа, и, конечно, я ее возьму. И с тех пор эта ерунда висит над кроватью. Это какой-то фотоколлаж из тибетских монастырей, монахов и каких-то священных волов, размера 30х50 см, как раз отлично прячет провод.

 

Вдобавок к режиссуре, вы попробовали себя писателям, написав книгу «Молодость», в соцсетях активно гуляют ролики с рифмами на слово «молодость», а с чем вы рифмуете это слово?

Для меня стало приятным сюрпризом реакция интернет-сообщества, что в какой-то момент ролик о книге стал вирусным, люди стали писать свои собственные стишки, меня это порадовало. На мой взгляд, все рифмы к этому слову уже использованы.

 

Какие фильмы вы отметили для себя на ОМКФ? Может «Юность» Линклейтера, ставшую таким большим сюрпризом для всех?

Как автор книги «Молодость» принципиально отказываюсь смотреть фильм с названием «Юность» (смеется). Признаюсь, пока что ничего не посмотрел. Обычно на фестивалях я не прогуливаю кинопоказы, смотрю всю представленную программу как послушный мальчик. А тут Одесса, в которой был последний раз лет пятнадцать назад, да еще зимой, по работе, на денек. Соскучился по городу, интересно мне как он устроен. В мире существуют сотни фестивалей, сотни и тысячи прекрасных фильмов, есть плохие, но есть прям очень хорошие, и я все равно не посмотрю их все. Незнание освобождает. Я же не буду жалеть, что сейчас где-нибудь в Южной Америке проходит кинофестиваль, где идет отличный фильм, а я его не вижу. Впервые позволил себе на фестивале не ходить на фильмы и посвятить время прогулкам, потому что очень хотел изучить этот город. Подошел к делу серьезно, расчертил на карте все по районам, и каждому посвящаю по дню. Это, конечно, нехорошо по отношению к фестивалю, но честно по отношению к Одессе. А одесситы ценят честность.

 

Заметили ли какую-то отличительную черту в Одессе для себя, например, считается, что это город котов, вы видите этому подтверждение?

Вообще, я все города люблю. У меня нет каких-то особых предпочтений: знатный мегаполис или деревня, о которой никто не знает, мне везде интересно. И, честно говоря, не был ни в одном городе, где бы мне ни говорили, что это не город котов. Например, Рига, был там в прошлом году, у них символ старого города это кот на крыше. Встречается на всех сувенирах, и везде говорят: «А вы знаете почему кот? У нас вон он на крыше есть и таких городов больше нет . Мы – город котов». Приезжаю в Барселону, а там блюдца с котами продаются, и сразу говорят: «Знаете почему? У нас город котов!» (смеется) Я уже хочу побывать в каком-то городе, который был бы не «город котов». Поэтому перестал на них обращать внимание, я здесь себя очень здорово чувствую и счастлив. Приняли меня очень хорошо.

 

Нашли свое место в городе, где больше всего понравилось?

Лучше вопрос «где вкуснее было?», потому что вопрос «что понравилось?» означает «где я ел?» Вкусно было практически везде, я названия заведений не запоминал. Самый правильный подход к еде это нагуляться по городу и потом наслаждаться ужином.

Текст: Анастасия Василишина и Павел Щур
Фото: Карине Полянская

   

Популярные новости за неделю

2016-01-10-56




2016-01-10-56
2016-01-10-56
Google+