Первые мастер-классы и читки на «Неделе актуальной пьесы»
Итак, что же представляет собой неделя актуальной пьесы? Прежде всего, это шанс для молодых авторов стать увиденными и услышанными, получить критическую оценку и, возможно, увидеть вскоре поставленный спектакль. Кроме традиционных читок, в которых задействованы как студенты, так и заслуженные актеры театров Киева, участники фестиваля слушают мастер-классы гуру театра.
Открыла линию мастер-классов профессор ГИТИСа Анна Степанова с «Анализом современной пьесы» в помещении Музея Киева. Участники разбирались в одноактовых пьесах Петрушевской, Пряжко, Ильфа и Петрова, а также Чехова.
Затем наступил черед современной немецкой драматургии.
Алла Рибыкова – режиссер, переведшая немало немецких современных пьес и поставившая «Бешеную Кровь» и «Сексуальные неврозы наших родителей» в театре Русской драмы, прочла лекцию по «Современной немецкой драматургии». Она рекомендовала поближе познакомиться с творчеством Бернара Кольтеса («Роберто Зукко», «Бой между негром и собаками», «В одиночестве хлопковых полей»). По ее словам, в современных немецких пьесах сюжет отходит на второй план, герой-антигерой отсутствует, а все действия вращаются вокруг заостренного социального вопроса. Появление немецких пьес на украинской сцене стало возможным благодаря участникам проекта «ШАГ» при поддержке Гётте института.
В первые дни фестиваля читки шли в Молодом Театре и Гётте институте. Пьеса немки грузинского происхождения Нино Хартишвили «Лив Штайн» напоминает скорее сценарий детективного кино с элементами триллера. Очень четкие последовательные действия. Много секса, немного крови и интрига. До последнего момента от зрителя скрывают темную лошадку, столкнувшую всех героев друг с другом. Развитие сюжета идет по нарастающей, вплоть до самого финала, где мы наконец-то получаем ответ на вопрос: кто же виновник происходящего? Но появляются уже новые вопросы без ответа: почему именно так? Герои любовного четырехугольника воплощают свои сексуальные фантазии без промедления и в мгновенном чувственном порыве. Пьеса говорит нам о безответственности родителей в семейных отношениях и страшной мести ребенка.
Пьеса «Время ведьм» известной украинской сказочницы Ланы Ра звучит в духе феменнистических настроений современного общества, приправленных романтическо-мистической булгаковщиной. Между Лизой и Василием Петровичем, мужем Лизы, возникает далеко не первый в их совместной жизни спор. Бизнесмен хвастает супруге, как он обходит законы о выплатах рабочим при сокращении штата на своем предприятии и как много он жертвует на нужды местной церкви. Лиза обвиняет его в попытке замолить в церкви грех обмана рабочих, но Василий Петрович уверен: греха нет, раз все законно. А в церковь он жертвует исключительно как глубоко верующий человек. Чем вызывает дальнейшую дискуссию, вплоть до предположения начать производить крещение через интернет.
Подруга Лизы Тина также не находит общих знаменателей со своим грубым, постоянно изменяющим ей мужем. Видя безвыходность своего положения, они решают сказочным образом стать ведьмами. Дамы всего лишь летают верхом на метле, ощущая свободу и независимость, а это моментально вызывает раздражение и негодование мужского общества.
«Ведьмам необходимо будет платить налог на метлу, а также их семьи заплатят налог на доход с самого дня рождения ведьмы», — сообщает Артем Федорович, высокопоставленный чиновник, решивший бороться с ведьмами на законодательном уровне.
«Мир женщин – это любовь, доброта, жизнь. А мир мужчин – власть, закон и сила. Такие методы скорее разрушат жизнь, чем создадут!», — оправдывается Лиза. Некоторые детали наводят на мысль о совпадениях с политической ареной Украины. Ведьм становится все больше, они все с длинной плетенной косой и слетаются на майдан для всеобщего шабаша, а их предводительницу Лизу все-таки ловят и сажают в тюрьму. Но никакие стены не могут сдержать свободную женскую душу. Зритель так и не увидит в пьесе образ настоящего мужчины, что приводит к дисбалансу между «хорошими» женщинами и «плохими» мужчинами. Пьесу читали Наталья Радишевская, Ирина Волошина, Дарья Орехова и Станислав Щёкин – актеры театра Е и Александр Юшко – актер, драматург.
«Потерянные в себе» драматурга Ирины Ломакиной напоминают сюжет фильма «Я остаюсь» Ф. Бондарчука. Пять душ встречаются в лесной избушке по пути на небеса. Несмотря на печальность ситуации, автор заставляет героев шутить и решать нестандартные задачи. Им приходится сплотиться для завершения этого цикличного этапа, чтобы продолжить свой путь. Имена у героев очень характерны, но не хватает жизненного описания Веточки, Черта и Хозяйки. Зрительный зал хохотал над каждой шуткой пьесы, пока под занавес не сообщили, что автора уже нет с нами. Зал моментально утих, почтив молчанием память талантливого драматурга.
Что будет, если взять ритмичный речитатив, разговоры в небольшой компании нетрезвых парней и девушек, записанные в ночном такси, клубе, пустой улице и дома? Ответ придумал драматург Александр Юшко. Его рэп-пьеса «ФМ. Вербасказ» удивила перфомансом, но получила низкую оценку за многоэтажность мата и неразборчивость текста.
Первые спектакли «Кома» и «Бешенная кровь» http://culturemeter.od.ua/koma-beshenaya-krov/
Четвертый день — театр Royal Court http://culturemeter.od.ua/4-den-aktualnoi/
Президентская буффонада, экстрасенсы из КГБ и заключительные аккорды фестиваля http://culturemeter.od.ua/7-den-aktualnoi/