Знаменитый пианист Евгений Кисин ранил сердца одесских зрителей (фото)
Благодаря тому, что концерт Евгения Кисина состоялся спустя 10 дней после завершения основной программы фестиваля Odessa Classics, было много времени и пространства для подготовки. Да-да, именно так настоящая фестивальная публика готовится к концертам — слушает записи, читает интервью, ищет документальные фильмы, мемуары, чтобы лучше познакомиться с исполнителем. А вы что думали — купил билет на концерт, приехал и все?! Нет, все не так просто) по крайней мере не всегда! Чем тщательнее ты готовишься к концерту — тем более осознанным становится этот опыт. Ловишь каждое движение, каждый звук. Кажется, будто знаешь музыканта уже давно.
Из всех записей больше всего мое сердце откликнулось на исполнение Кисиным вальса Шопена до-диез-минор. В ‘Воспоминаниях и размышлениях’ я нашла несколько возможных причин: во-первых, еще в 17-летнем возрасте пианист был удостоен чести выступать с Караяном. Тот дирижировал очень медленно, из-за чего подвергся критике (мол, с возрастом сердечный ритм замедляется и дирижер слишком замедляет ритмы оркестра тоже). Хотя позже многие слушатели и музыканты возвращались к этой записи, называя ее эталонной.
Во-вторых, сам Евгений в своей книге говорит о том, что между виртуозностью и исполнительством отдает предпочтение последнему. Для него главное — донести музыку до слушателя, а не показать свою скорость и технику. Именно поэтому мне так нравится этот вальс именно в исполнении Кисина — он будто бы оставляет пространство слушателю уловить каждую ноту, насладиться ею. Ни секунды не сомневаюсь в том, что пианист способен сыграть этот вальс гораздо быстрее, но уважаю его выбор: художественной составляющей, а не желания прежде всего поразить своей скоростью. Ведь это не марафон — кто первый доиграет, тот и победит…
Евгений Кисин, если бы мы сравнивали его контакт с публикой на концерте с игрой в морской бой — ранил в первом отделении Гершвином, ранил во втором отделении Шопеном, убил двумя бисами Мендельсона, и еще сделал два ‘контрольных в голову’ — этюдом Шопена и ‘Лунным светом’ Дебюсси. Закончился концерт полной капитуляцией перед талантом. Я аплодировала так, что покраснели и зачесались ладони… и хоть на бис так и не прозвучал мой такой желанный до-диез минор вальс… я твердо уверена, что я за ним куда-то полечу…
Валентина Курдюкова для Культурометра.
Фото: Николай Вдовенко.
Добавим, что по информации оргкомитета фестиваля Odessa Classics Евгений Кисин собирается приехать в Одессу еще как минимум один раз. До этого концерта Кисин был в Одессе подростком 30 лет назад. При чем выступал он в компании скрипачей Вадима Репина и Максима Венгерова, которые сейчас находятся на вершине классического Олимпа, как и сам Кисин.