В украинском театре — мистическая премьера о женитьбе
Сватья-ведьма, злой колдун-сват, женихи из колодца черной магии и невеста, заколачивающая гвозди в крышку. Такой неожиданно трагичной оказалась премьера «Одруження» по классическому тексту «Женитьба» Гоголя в Украинском театре.
Впрочем, от знакомой со школьной скамьи комедии здесь остался разве что ряд диалогов — в переводе Остапа Вишни. Но эту избитую комедию режиссер Иван Урывский превратил в мистическую трагедию. Главная героиня Агафья Тихоновна (Марина Климова) – завидная невеста с приданным, предстает перед зрителем измученной девушкой, которая изнывает от необходимости найти жениха. Она тащит за собой тяжеленные колоды, символизирующие тяжкие стереотипы, навязанные обществом.
В поисках женихов, героиня отправляется к сватье, которая в украинском театре больше похожа на ведьму. Вместе они совершают мистический обряд, который призывает странные аморфные фигуры, голые и нелепые, беспомощные и глупые – женихов. Те извиваются, хаотически выбрасывая руки и ноги, сползаются к невесте, словно нечисть из древних сказок.
Удивительно, что текст остается прежним – все те же абсурдные и глуповатые диалоги. Но в призрачном холодном синем свете сцены украинского театра, у одинокого колодца они звучат трагично, а порой и мистическими заклинаниями.
Эти надрывные интонации, срывающиеся в истерические крещендо повторы, безупречно потусторонняя хореография Павла Ивлюшкина – вот это настоящая история. Которая разворачивается перед зрителем в глубине отчаяния, безысходности, злого умысла и одиночества. Вечного одиночества. Банальная жажда наживы оборачивается мистической местью. Глупая выходка с гарбузами – жестом отчаяния. А женихи – слабыми недосуществами, которым, словно вампирам кровь, нужна женщина, чтобы стать по-настоящему живыми.
В новом спектакле Иван Урывский до блеска шлифует свои фирменные приемы – речевые повторы, минимум декораций, игру света, украинскую национальную мистику и тяжесть существования. В его мире мужчины – слабы или жестоки. А женщины – обладают огромной силой, но не умеют ею управлять.
Спектакль начинается и заканчивается с арии «В ожидании возлюбленного». Это вопрос, который превращается в ответ. Удивительно красивый спектакль, где каждый жест и нота выверены. А буквально каждая сцена — это законченная картина, которая так и просится в объектив фотокамеры. Похоже, мы становимся свидетелями зарождения совершенно нового украинского театра, где традиции соблюдены, но не избиты, а глубина достаточна для каждого, кто готов погрузиться.
В следующий раз погрузиться в темную сторону «Женитьбы» в интерпретации Ивана Урывского можно будет 19 и 29 апреля.
Фото: Александр Синельников