Как в одесской библиотеке устроили экспериментальный театр (фото)
Залы одесской библиотеки им. Горького на три вечера превратили в театральные подмостки. Здесь развернулся спектакль-променад столичного театра U! Zahvati.
Спектакль начинается уже в крошечном холле — между парами дверей. Здесь установлен телевизор, который сразу создает напряжение — огромное количество информации, временами хаотично подобранная, в краткий промежуток времени. Этот экран и первые минуты — прекрасная визитная карточка спектакля.
Зрителей предупреждают, что в библиотеке надо вести себя тихо, а в гардероба вместе с куртками и пальто забирают и мобильные телефоны. Выдают наушники и плеер, теперь все обязаны слушать в одиночестве общую историю. История основана на реальных диалогах писательницей Тамрико Шоли. Автор уверена, что этот спектакль — о бесконечном внутреннем диалоге: «О том, как в потоке чужих слов проходит наша жизнь, о необходимости делать паузы для того, чтобы просто помолчать. Но спектакль нужно не понять, а почувствовать». В этой общей истории — о смысле жизни, личном выборе, отношениях, поиске себя и другого, информационном шуме и тишине. Зрители ходят по залам и лестницам, одной группой, но каждый — сам по себе. Актеры в причудливых нарядах не говорят — они только движутся — рывками или плавно, агрессивно или нежно, назойливо хаотично, но в то же время в определенной гармонии.
Зрителей, всего 20 человек, умело водят провожатые — указывают путь фонариками и световыми указками, да и просто, касаясь руками плеч.
Здесь даже шкафы с книгами играют свою роль — то они защитные стены, то преграды, то коридор, то кружатся в танце вместе с актерами. И все это время в ушах звучит голос — нет, голоса. На русском, украинском, английском. Голоса истории перекликаются друг с другом из помещения в помещение — из холла в зал картотеки, из картотеки — в компьютерный класс, оттуда — за огромный круглый стол, уставленные чайниками и чашками, обклеенный страницами из разных книг, усеянный безделушками, фотографиями и посланиями.
И вот, зритель остается наедине с собой. Вкрадчивый голос. навязчивые голоса, детский голос — все исчезает, превращаясь в музыку. Каждый делает свой выбор — свой запечатанный пакет. В каждом пакете — книга. В каждом пакете — своя история. Тема выбрана весьма актуальная — поиски себя самого в информационном шуме. Уже на выходе некоторые медлили, не забирая вещи. Слушали музыку в наушниках, удивленно смотрели на соучастников действа. Как будто не хватало финальной точки. Как будто еще что-то важное не услышано, не понято, не схвачено.
Постановка — отличная заявка на развитие театра-променада. Когда зрителя избавляют от необходимости сидеть полтора часа в мягком кресле, а подстрекают ходить и даже участвовать в процессе. Подобные постановки весьма популярны на Западе. Однако для Украины они в новинку.
Фото: U! Zahvati