Одессит реализовал проект озвучки остановок в общественном транспорте
Некоторые одесситы уже наверняка слышали новшество в одесском городском электротранспорте — остановки голосом объявляет не водитель, а предварительно записанная аудиозапись. А ведь зачастую их вообще никто не объявляет, ведь водителю итак приходится несладко — следить за дорогой, за дверями, а иногда еще и деньги брать за проезд.
Идея создать озвучку остановок в одесском транспорте пришла в голову ИТ-инженеру Максиму Астахову еще в 2017 году. Чтобы воплотить задуманное в жизнь, понадобился путь длиной почти в два года. О том, как решалась проблема, он рассказал на Фейсбуке.
Идея родилась летом 2017, когда часто ездил на общественном транспорте и, не доставая телефон, в переполненном вагоне, было трудно определиться где нахожусь. Туристы приезжающие из других городов и стран, которые не могут понять, куда едут и где сейчас. Слабовидящие и пожилые, у которых нет смартфонов и возможности узнать где они сейчас. Для них — озвучивание остановок — это не опция, а необходимость.
Однако попасть сразу на прием и пообщаться с руководством Горэлектротранспорта оказалось делом не легким. Бюрократическая машина отчаянно сопротивлялась внедрению инициативы, Максиму не давали возможности встретиться с начальством, а однажды в по телефону секретарь сообщила: “Это нам не интересно, разве вы не поняли? Зачем вы обращаетесь по несколько раз с одним и тем же вопросом?”.
Но Максим все равно продолжил настойчиво добиваться контактов и в конце концов сумел выйти на главного инженера Каташинского Александра Валентиновича, который с удивлением узнал о бюрократических препятствиях и подтвердил необходимость появления озвучки в транспорте. Сначала решили сделать демозапись озвучки в трамвайном маршруте №28.
Для записи демо обратился к одесским радиостанциям. Открыл 2Гис и нашел контакты 24 офисов. В течении 3-4 дней обзвонил все, с просьбой помочь с социально-важным проектом. Из всех, только 1 радиостанция проявила интерес. Остальные дали отказ, говорили, что дорого обойдется, что это сложно, а зачем это надо и т.д. Когда понял, что помощи ждать неоткуда — начал спрашивать у знакомых, есть ли у кого-то хороший микрофон. Спасибо Валерий Таужнянский за то, что дали на несколько дней свой. Студию пришлось организовать прямо на кухне, микрофон уже был. Необходимо был голос и перевод. С этим помогла Екатерина Королева.
Прослушав первые пробы озвучки, в ОГЭТ дали добро на продолжение проекта с требованием озвучить все существующие остановки и качество записи должно быть на максимальном уровне. Дальше начался поиск студии — участие в социальном проекте подтвердил владелец одесской студии звукозаписи Игорь Рабинович. Невидимым голосом в одесских трамваях и троллейбусах согласился стать актер и диктор Олег Карпенко по рекомендации Рабиновича. Но дальше появилась снова бюрократическая стена старой системы — Максим никак не мог получить список всех остановок в ОГЭТ.
На протяжении почти 3 месяцев приходилось звонить ежедневно, чтобы получить полный перечень. Каждый раз я получал отговорки, что сейчас нет времени, то нет ответственного человека.
Когда устал ждать, то просто оделся утром и приехал к моменту открытия офиса. Пришлось побегать между кабинетами, чтобы понять, где может быть необходимая мне информация. Спустя час, я сидел рядом с бабушкой, которая пыталась найти заветный файл на компьютере. К сожалению пришлось потратить еще около 15 минут, чтобы найти его. Оказалось, что в департаменте нет единой структуры файлов, все находится в беспорядке. Сам бы я полдня разгребал все эти документы. Когда было найдено все необходимое, я в приподнятом настроении уезжал на работу.
Добравшись вечером домой, я был огорчен, что в файлах не было сплошного нумерованного списка, только разбитые по маршрутам, часть на русском, а часть на украинском. Больше 3 000 записей.
После кропотливой работы и очистки списка от дубликатов и сортировки по маршрутам начался перевод названий остановок на английский язык. После всех записей в студии и обработки, на которые ушло около месяца, Максим снова столкнулся с системой.
Отправленные аудиофайлы никак не могли прослушать и дать обратную связь по ним, что еще надо было изменить, чтобы выпустить озвучку в жизнь. Эта возня с получением сигналов о движении заняла еще несколько месяцев, так как сроки постоянно откладывались, людей, кто отвечал за это направление то не было, то у них самих не было времени. Приближался август 2018 — почти год прошел с момента, как начался проект.
В конце-концов небольшая часть электротранспорта наконец-то выехала на линии с озвучкой остановок. Пока только на украинском языке, а английский обещают запустить к туристическому сезону. Максим оценивает реальные затраты времени на реализацию такого проекта в два месяца, но из-за бюрократии, человеческой лени и отсутствия порядка временные траты увеличиваются в разы. Максим уверен, что каждому под силу делать изменения в нашей жизни к лучшему:
Каждый из нас может решить минимум одну проблему своими силами и не стоит жаловаться, что у нас народ ничего не может сделать и ничего не решает. Мы — не стадо овец и можем управлять своей жизнью и комфортом. Это можно сделать без связей и нужных рукопожатий в узких коридорах. Когда тебе говорят «нет», это не значит, что это Нет!!! Жми, ищи обходные пути к своей цели.