Альбигойцы и гендерное неравенство в Одесском театре

В это спектакле живет Любовь, и некая, хорошо всем известная эстетическая субстанция, которую в древности греки называли Музой. Как часто после посещения театрального представления, художественной выставки, литературного или музыкального концерта, пытаясь выразить эстетические впечатления, давая оценку, зритель говорит: «как чудесно это было, музыкант или актёр прекрасно держит зал. Он так музыкален, каждая извлеченная им нота, фраза потрясает….». Или, наоборот зритель скажет: «…в целом не плохо, отличная техника, виртуозно, но нет музыки. Симпатичный актёр, хорошая пьеса, но игра не трогает, чего-то в ней не хватает…». Зритель фиксирует присутствие/отсутствие некоего художественного начала. Он почувствовал прикосновение Музы, или он не увидел ее, она не явилась ему, ее не было.

В «Последнем предупреждении» она на протяжении всего действия в зале, вызывает яркие духовные сопереживания и просятся души в полет.
Спектакль «Последнее предупреждение» Одесского областного академического драматического театра (режиссер Елена Озерная) как любимая музыка. Ты давно посвящён в её мистерию, много раз, подолгу и с огромным наслаждением слушал ее. И, тебе кажется, что уж точно знаешь все ее мелизмы и интонации. Ты думаешь, что тебе известно о ней все, но нет… нет! Она по-прежнему – загадка, каждая встреча с ней – тайна. Снова и снова, она открывается тебе новыми гранями. Вчера она птица или тропинка в небо, уводит тебя прочь от земли. Сегодня она безбрежное глубокое море. Красное, коралловое море надежды, счастья, радости или может Чёрное море потерь, разлук, душевных страданий и физической боли. В игре ее волн отголоски мелодий вечности, а порою – страх, непредсказуемая, пугающая тьма. У музыки и трагедии много общего, да и сама трагедия, скорее всего, таки действительно родилась из духа музыки, как говорил Ницше.

Герои «Последнего предупреждения» сошлись между землей и небом, на трансцендентальном полустанке, на пол дороге на тот свет, в комнате на шестом этаже пересыльного пункта небесной канцелярии. Чтобы идти дальше, нужно преодолеть испытание. Оно может длиться сотни лет или несколько дней. В условиях строго регламентированного небесного барака, героев с пристрастием опрашивают суровые служители культа. Они помогают вспомнить, чтобы избежать «Последнего предупреждения» возможного нового падения в бездну жизни.

В философско-религиозном смысле пьеса в чем-то близка к учению богумилов, альбигойцев, катаров, согласно которому ад находится ни где-нибудь за гранью жизни в потустороннем мире, а здесь на земле в царстве вездесущей материи, людских страстей, брутальных желаний. Чтобы освободиться, человеку необходимо развязать эти путы, жить в мире иначе.

В спектакле наблюдаются признаки гендерного неравенства. Его остро чувствует зритель. Каждый второй, если не первый посетитель спектакля, представитель сильной половины человечества, непременно узнает себя в образах премьера Торчалова (Андрей Ершов), Степы – «милиционера» (Альберт Каспарянц), шофера Кушкина (Валентин Сальников) или, его заблудшего в постсоветских реалиях нувориша – сына с пробитой пулей на вылет грудью. Особняком среди всех, держится только Саня Пыжов (Алексей Бельдей) – вымирающий вид, динозавр эпохи военного коммунизма и красного террора 20-х – 30-х гг., непримиримый борец за дело трудового народа и распределения всего и вся поровну между людьми.
 
Образы Риммы и Лизы в противоположность мужским персонажам не столь узнаваемы в нашем сегодня, их нет в повседневности. Так получилось во многом благодаря значительной исторической дистанции, на которой от всех остальных находится Лиза (Полина Корец), и особенностям душевного склада, характера и судьбы Риммы, образ которой так тонко, с глубоким психологизмом передан в спектакле талантливой актрисой Анастасией Борисовой. Этот образ постепенно раскрывается для зрителя в ходе спектакля неожиданными контрастными сторонами. «Последнее предупреждение» дарит преображение, возможность, что-то изменить, в том числе, и в своей жизни. И после спектакля, кажется, что все по-прежнему в наших руках. И мир и мы сами, все изменится к лучшему!
 
Показы состоятся 2 и 22 июля.
 
Георгий Бянов.

   
 

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56