Борис Барский: Одессу Бог в темечко поцеловал

После утомительного авиаперелета практически сразу из аэропорта Борис Барский, невзирая на усталость, выкроил время на беседу. Несмотря на популярность, все регалии (народный артист Украины и пр.) поэт и прозаик, участник Театра «Маски-шоу», Борис Барский остается удивительно простым и открытым человеком, без всякого звездного флера и пафоса. И часто улыбается в свои фирменные усы.

Борис Барский

— Борис Владимирович, что вдохновило Вас в 28 лет так кардинально изменить свою жизнь и после атомной энергетики заняться режиссурой, поступить в ГИТИС? Или это не было радикальной сменой ценностей (знаю, ещё работая инженером, Вы посещали студию пантомимы…)?
— В 24 года я уже работал в Филармонии. Окончив в 21 год институт, я 3 года честно отработал на Родину, потому что она затратила средства на мое обучение. Мне надо было вернуть эти средства государству, а «гусары возвращают долги». Меня, Сашу Постоленко и других ребят (нас пять человек было), пригласили в Филармонию. Когда мы начали работать там, я ощутил дефицит знаний в теории актерского мастерства – у меня ведь теоретическая база инженерная. Потом у нас был также совместный концерт в Горсаду с ВИА «Синяя птица», которая очень популярна была тогда. Мы выступали в одном отделении, ребята – во втором. Мы подружились с ними. Света Лазарева, солистка, только поступила в ГИТИС и говорит мне: «Тебе надо поступать». Она укрепила меня в намерениях. К тому же, она говорит мне: «Я там всех знаю, я про тебя там всем расскажу – тебе ничего не надо будет делать, просто приедешь, и тебя зачислят в студенты». И я так себе решил: «Мне ничего не надо, я приехал и уже там». Я приехал, приемная комиссия обрадовалась невероятно, говорят мне: «Здорово, что ты приехал». И после первого же тура меня не приняли. Но я не сдавался, потому что все равно ничего не терял: я уже работал по профессии. Ещё Владимир Ильич Ленин на вопрос: «куда Вы лезете, перед Вами же стена?!», – отвечал: «Стена, да гнилая, пнёшь, и развалится». Так и я. С третьего раза я таки поступил. К тому же мне очень важно было попасть именно к своему мастеру. Каждый мастер набирал курс будущих своих учеников.

— А кто вёл Ваш курс?
— Мне очень повезло с мастером. Меня взял на курс Андрей Николаевич Николаев, знаменитый клоун Андрюша, профессор ГИТИСа. Его воспитанницей была Алла Пугачева. Со мной вместе у него учились Жорик Делиев, Саша Буйнов. Вроде бы ничто конкретное не «вдохновляло», но жизнь сама так повернула, словно говорит мне: «Иди туда и не пожалеешь». Я пошёл по этому пути и не пожалел.

— Каким студентом был Борис Барский?
— Отличником был. Они говорили мне: «Господи, какие у нас талантливые актёры учатся!». А я себе думаю: «Что же Вы меня тогда два года не принимали?!».

— И все-таки, почему выбрали для себя именно сцену как сферу деятельности? И правда ли, что сцена подобна наркотику: с годами вызывает зависимость? Не было ли первоначального страха сцены, публики?
— Я совсем недавно прочитал у Юрия Владимировича Никулина замечательные слова: «Даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб». А представляете, сколько мы микробов убиваем, даря людям улыбки?!

Страх, конечно, был. Когда мы начинали выступать во Дворце студентов, его сцена мне казалась невероятно огромной: пока пройдешь ее из одного конца в другой, со стыда сгореть просто можно. И не знаешь, что делать? Как? А спустя годы заглянул во Дворец студентов, и сцена мне показалась уже такой маленькой, крохотной.

— Вы считаете Вячеслава Ивановича Полунина одним из своих учителей. Кого еще Вы могли бы назвать своим учителем? Что Вам дало общение с этими людьми?
— Учителей у меня бесконечное множество, начиная с Чарли Чаплина, все комики немого кино и пр. Помню, как в детстве смотрел его фильмы по телевизору и буквально падал со стула от смеха, и мама говорила, что мне это лучше не смотреть.

Со Славой Полуниным мы дружили еще с 1982-го года, когда «Лицедеи» только стали профессиональным коллективом. Когда они приезжали, мы встречались, заваривали чай ведрами с большими кипятильниками и сидели часами разговаривали. Потом устраивали какие-то экспериментальные показы.
Приезжали и другие мимы, которые вдохновляли. Например, Анатолий Елизаров – необыкновенный, классный мим.

Недавно я видел спектакль «№ 13» по Рэю Куни, у которого много хороших пьес (по его пьесе мы играем «Особо женатый таксист»). В «№ 13» играет Тимцуник. По его игре сразу ощущается, что у него пластическая школа.

Приезжал коллектив Александра Жиромского, который даже приглашал меня к себе: в 1981 (или 1982-ом) году я ездил на пробы в Московскую филармонию, и они меня утвердили. Но я как-то рассчитывал тогда, что мне сразу дадут квартиру на Тверской 3-комнатную и зарплату 400 рублей по тем расценкам, а мне дали комнатку в общежитии и 80 рублей оклада. Я подумал, что «…для Атоса это слишком много, а для графа де Ла Фер слишком мало…».

— В каком амплуа Вы хотели бы попробовать себя ещё? Что принципиально чуждо Вам и «не за какие коврижки» никогда не стали бы этим заниматься (не знаю, возможно, бизнесом, не прыгали бы с парашютом или …)?
— Если честно, у меня есть давняя мечта: копнуть огород, и чтобы оттуда била ключом нефтяная струя или газовая. Тогда бы я возместил все долги государства. И мне бы еще хватило попутешествовать годика полтора-два: я бы сел на корабль и отправился бы в кругосветное путешествие, останавливался там, где мне нравится. Но пока мне нравится в Одессе – лучше города я еще не видел.

— Что самое сложное в профессии клоуна, актера и труде писателя? Чем эти сферы деятельности по-доброму удивили Вас и продолжают удивлять, а чем, возможно, разочаровали?
— Ну, разочаровывают люди, которые говорят: «Да что тут делать?! Выйти на сцену, потопать ногами и загрузить мешок денег!». Хотя , конечно, есть множество людей, которые понимают, что за легкостью на сцене стоит очень большой труд. У творческого человека нет выходных и праздников, его дело полностью поглощает его. Если он что-то придумал, то уже не может избавиться от этой идеи, пока не реализует ее. Если я отработал спектакль и внутри «маленький червячок» говорит: «Ты что-то здесь не доработал», то я могу ночами не спать, и работать над этим. Это, наверное, подобно тому, как есть мужчины, бегающие к любовницам, а ты идешь на работу, как к любовнице. Но это счастье, когда есть такая работа.

— Вы трудоголик?
— Трудоголик – это человек, который работает через силу, ломая себя. Когда ты работаешь, кайфуя, то какой же это трудоголизм?!

— «Муки творчества» – насколько знакомое Вам состояние? Например, как Пушкин, сочиняя стихотворение, мог исписать горы бумаги на черновики. Или Вы работаете над текстом, новой ролью играючи?
— Сейчас компьютер, проще экономить на бумаге (улыбается). Это состояние – хорошие муки, ведь здорово, когда тебя что-то захватывает, и ты начинаешь этим жить. Появляется какая-то энергия, будто тебя кто-то подпитывает, ведет. Это вопрос выбора: ты выбираешь нужное решение и идешь определенным путем, уже не задумываясь, а стоило ли, возможно, выбрать другое решение. Даже если пошел неверным путем в творчестве, то это тоже опыт, в котором ты приобрел определенные навыки, которых, возможно, не приобрел бы, выбери более легкий путь.

— Вы самокритичный человек? И вообще как относитесь к критике?
— Я думаю, что талант в асфальт не закатаешь. Вначале, когда я сам понимал, что есть что-то сделанное плохо, а мне еще и со стороны на это указывали, то я реагировал на такую критику. Ведь когда ты выходишь на сцену, у тебя всегда все нервы обнажены. И когда на обнаженный нерв кто-то начинает грубо наступать ногой, еще и в сапоге, то это очень больно (О, как красиво сказал!» — улыбается). С приобретением опыта я уже сам чувствую, где хорошо, а где плохо – мне не надо указывать на ошибки со стороны. Но чаще хорошо (улыбается), поэтому можно послать человека, который тебе что-то советует, … в другой театр.

— В сфере юмора, сатиры, иронии легко переступить грань и впасть в пошлость. Какой у Вас внутренний критерий пошлого-непошлого?
— Я думаю, что это снобизм. Например, Станислав Ежи Лец когда-то сказал: «Можно ли обнаженную женщину назвать интеллигентной?!». Это смешная фраза, нелепая, но я знаю множество высокоинтеллектуальных людей, которые в компании за рюмочкой могут рассказать острый анекдот…

— Как Бродский, например?
— Да, просто нужно найти свою компанию. Губерман со сцены бросает такие острые вещи, но у него они звучат как песня. Но если ты это делаешь не в том месте и не в то время, то, конечно, можно впасть в пошлость.

— Для творческого человека (да и вообще всякого человека) очень важен тыл, семья. Попытке найти рецепт счастливого брака и предостережению от самых типичных ошибок во взаимоотношениях супругов посвящен Ваш спектакль «Дикарь Forever или в защиту пещерного человека». Как Вам самому удается сохранять уже столько лет крепкий брак?
— Я думаю, брак совершается на небесах. На небесах сводят людей вместе. Того, кого Небо не благословляет, тому и не быть вместе, значит. Как-то на небесах нас с супругой свели вместе и сказали: «Все, ребята, быть вам вместе, и даже не спрашиваем вас».

— С Вашей популярностью наверняка могли работать в каком-то мегаполисе. Однако остаетесь принципиально верны родному городу. По Вашему мнению, Южная Пальмира сохранила свой колорит, или прежняя Одесса навсегда канула в Лету?
— Я думаю, что она не может утратить свой колорит. Сокрушаться по поводу утраченной Одессы можно, наверное, в пожилом возрасте, когда вспоминаешь молодость, и кажется, деревья были зеленее и пр. Но наш город никогда не утратит свои краски. Георгий Голубенко не зря Одессу назвал «рыжим городом». Я считаю вообще, что Одессу Бог в темечко поцеловал.

Иногда вожу своих друзей, которые приезжают из других городов, по Одессе, рассказываю всякие легенды (правда я не признаюсь, где рассказываю правду, а где привираю – улыбается). И я им говорю: «Я смотрел одну из передач Discovery, где рассказывали про сдвиг титанических пластов и разлом в нашем регионе, откуда поступают положительные заряды, превращающие всех людей в душевных, трогательных, теплых. Когда приезжаешь в город, сразу чувствуешь совершенно необычайную атмосферу города. У каждого человека есть свой город-донор и город-вампир, который сразу из тебя вытягивает энергию. Одесса – город-донор для меня.

— А какой город еще можете назвать городом-донором?
— Мы много гастролировали за рубежом. Для меня, например, таким же городом-донором есть Богота – столица Колумбии. Там тоже душевные, улыбчивые люди, музыка, соответствующая ритму твоего сердца, солнце светит, девушки красивые. Но наши всё равно самые красивые.

Беседовала Анна Голубицкая

 

Добавить комментарий

   
 

Наш  

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56