Что произошло с музеями Одессы в 2019 году
Культурометр подводит итоги 2019-го года для музеев. Самые удивительные выставки, детские игры и даже скандал городского масштаба — каким был ушедший год для музеев Одессы.
В 2019-м году одесситы чаще стали ходить в музеи. А сами музеи значительно разнообразили предложения: кроме экспозиций и экскурсий — лекции, мастер-классы, концерты, кинопросмотры и даже театрализованные действа.
Так, Музей современного искусства Одессы сделал акцент на перформансы. В этом году ряд перформансов в экспозициях устроила одесская группа P.L.O.T. Это и переосмысление повседневных действий, и важность воды, и рефлексии о зернах. Отдельно стоит отметить перформансы иностранных артистов. Например, профессора перформативного искусства из Великобритании.
Настоящий прорыв в 2019-м совершил Одесский художественный музей. За год музей под руководством эпатажного художника и молодой команды креативщиков превратился в центр притяжения. Здесь ввели каждый месяц один день со свободным входом, усилили детские программы, а на открытия экспозиций собираются очереди на весь обширный двор музея. Одно из самых ярких новшевств — сувенирная продукция. Наклейки, сумки, футболки, коллекции открыток и магниты — все это так и просится в руки. Причем для каждой новой экспозиции создают новые удивительные штучки, а раскупают их нередко прямо в день открытия.
Удивительно, но именно ситуация, которая развернулась с увольнением директора художественного музея Александра Ройтбурда привела к масштабной акции протеста, когда на мирный митинг под стены обладминистрации пришли более тысячи одесситов — с плакатами, детьми и требованиями. Прямо во время митинга раскупали книги Ройтбурда, фирменные футболки, значки и сумки ОХМ.
Самые необычные выставки
Среди необычных выставок стоит отметить экспозиции Андрея Макаревича и Бориса Гребенщикова в Одесском музее западного и восточного искусства. Презентация картин не только раскрыли культовых музыкантов с новой стороны, но и привлекли их фанатов в музейные стены.
И Борис Гребенщиков, и Андрей Макаревич свои выставки открывали лично, отвечали на вопросы и позировали. А Борис Гребенщиков даже устроил небольшой концерт прямо во дворике музея.
Правда, в случае Гребенщикова и Макаревича основной притягательной силой сработали именно фамилии.
А вот одесскому художественному музею удалось вызвать огромный ажиотаж, собрать очередь из визитеров на весь двор вокруг… малоизвестного в широких кругах живописца Константина Сомова — «Константин Сомов. Без цензуры».
Живописец снискал всемирную славу сто лет назад на поприще эротических рисунков. Впрочем, в Украине Сомова знают больше как портретиста, одного из основателей журнала и общества «Мир искусства». Одесситам впервые показали запретную эротическую «Книгу маркизы», причем специально для экспоната организовали будуар за бархатными занавесками.
Пожалуй, самой экстравагантной стала выставка «Перекройка» в МСИО. Здесь выставили платья, скроенные из советских гобеленов, фрак из флага и ватника, портрет кеннеди на юбке и браслеты из старого винила. Это все — арт-проект об авангардной моде 90-х «Перекройка». В экспозицию включены образцы авангардной моды Одессы периода 1988-1998 годов, фотографии и видео того времени. Автор большинства работ — экс-костюмер Маски-шоу Владимир Уманенко.
Если говорить об оригинальности — то, пожалуй, небольшую революцию совершили в Одесском музее личнных коллекций им. Блещунова, выставив объекты, которые можно и нужно трогать. Это Татьяна Штыкало, автор полюбившихся одесситам скульптур котов, показала touch-скульптуру.
Этакие футуристические арт-объекты. Особая фактура поверхности, масса объектов, необычные ощущения от подобранных материалов создают новые измерения в восприятии объёма и формы.
Куклы и игрушки в музеях
Музеи кукол и игрушек пользуются огромной популярностью среди туристов и входят в «must see» многих европейских столиц. Но в 2019-м в Одессе так и не появился подобный музей. Пока это с упехом компенсируют экспозициями коллекционеры и кураторы Елена и Сергей Филипповы.
В 2019-м году они инициировали и устроили сразу три масштабных кукольных проекта. Причем в разных музеях города. Так, в декабре одесситы могли полюбоваться на более чем сотню коллекционных и авторских игрушек из Украины, Великобритании, Германии и США на проекте «История моды в куклах».
Буквально месяцем раньше — авторскими куклами в украинской традиционной стилистике в рамках выставки национальной украинской одежды из разных регионов страны Ucraina terra magnifica.
А в марте куклы играли в прятки в залах Одесского музея личных коллекций им. Блещунова.
Музеи объединяются?
В этом году наметилась коллаборация музеев. Так, в содружестве музеев появился набор детских музейных игр: пазлы, лото, мемори и другие привычные развлечения — теперь с изображениями реальных экспонатов одесских музеев.
Например, в лото вместо привычных картинок или цифр составляют Музейные экспонаты. Также детям предложат разрисовать известные музейные шедевры, которые входят в экспозиции музеев. Или составить собственную картину из деталей натюрмортов полотен разных музеев.
Цель проекта — популяризировать коллеции одесских музеев, привлечь детей и их родителей в музеи, сделать образовательный процесс интересным и разрушить стереотип о том, что музей это скучно. «Сундук музейного знатока» — так называется проект, он и продолжение проекта «Карта музейного знатока». В играх представлены изображения экспонатов музеев: Одесский художественный музей, Одесский музей западного и восточного искусства, Одесский Муниципальный музей особистом коллекций им. А. В. Блещунова, Одесский историко-краеведческий музей и Одесский археологический музей. Игры создал фонд «Друзья музея» при финансовой поддержке Украинского культурного фонда.
Правда пока еще до полноценного сотрудничества, как, например, в европейских музеях, далеко. Например, некоторые музеи, совершенно не смущаясь, назначают открытия экспозиций не только в один день, но и в одно и то же время.
Новые пространства музеев
В этом году сразу три музея открыли дополнительные пространства. Одесский музей западного и восточного искусства открыл ранее закрытое полуподвальное помещение для проведения выставок. Ему дали имя Reggitime 2.0, основной куратор пространства — Екатерина Михейцева.
И если весь музей тяготеет, в основном, к классическому искусству. Новый зал — весьма экспериментальный. Именно здесь впервые в Одессе показали картины музыкальных легенд Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича. А знаток одесского искусства советского периода Анна Алиева курировала выставку популярного нынче в США одесского художника Люсьена Дюльфана.
Многообещающе и новое пространство при Музее современного искусства Одессы — Muzeon.
Оно открылось выставкой-переосмыслением предметов, которые имели повышенную важность в прошлом веке, а сейчас превратились в мусор. Кроме экспозиций Muzeon может трансформироваться в камерный лекторий или площадку для экспериментальных музыкальных событий. Идет активная работа над оборудованием читального зала открытой библиотеки. Музейная библиотека уже насчитывает более 700 каталогов и книг по визуальному искусству, и будет дополнена новыми изданиями. Вход в Muzeon свободный.
А в художественном музее появилась реставрационная мастерская — на деньги из облбюджета области и одесситов. В фондах Художественного музея хранятся более тысячи полотен, которые требуют срочной реставрации. Государство же дает возможность отреставрировать только 6 работ в год.
Музеям дарили
В этом году меценаты были особенно щедры к музеям. Больше всего подарков — у художественного музея. Это — успех фандрайзинговой работы как директора музея Александра Ройтбурда, так и команды во главе с Александрой Ковальчук.
В 2019-м с началом работы программы «Маразли клуб» музей привлек 1 млн 410 тыс. грн, сообщают в музее. По другим программам привлекли еще 530 тыс. гривен благотворительных взносов. Для сравнения в 2016-м году музей получил всего 5 200 грн благотворительных взносов, а в 2017-м — 15 400 грн. В 2019-м команда выиграла еще и 3 гранта на 1 262 695 грн.
Подарили новые объекты и музею современного искусства — две картины Гегамяна.
Так, известный одесский общественный деятель Федор Сердюк подарил художественному музею скульптуру Марии Куликовской. Ее выставили на первом этаже.
Безусловно, в 2019-м году выставок и проектов в музеях Одессы было значительно больше. Однако Культурометр отобрал самые, на наш взгляд, знаковые. Стоит добавить, что одесским музеям есть куда расти и развиваться. Ждем уже новых ярких событий в первом месяце 2020-го. Культурометр с интересом следит за развитием событий.
Текст: Оксана Маслова