В одесском ТЮЗе покажут Шекспира в современном прочтении
Сегодня, 12-го сентября, в Одесском театре юного зрителя стартует новый театральный сезон. И откроют его ошеломительно новым прочтением Шекспира. Премьера спектакля состоялась пр иполном аншлаге. Начало — в 19:00.
Шины, каски, смерть и кеды — в Одесском ТЮЗе поставили вечных «Ромео и Джульетту» на совершенно новый лад. Здесь Святой отец гоняется за светлячками по ночам, Парис собирает взятки, правящая Княгиня размахивает пистолетом, а аптекарь накалывает яблочки и активно рисует знаки баллончиком на стенках. Стоит добавить ко всему этому современную музыку, уморительные диалоги, несколько любовных треугольников и харизматичных молодых актеров — пожалуй, это самый динамичный спектакль по классическому тексту Шекспира за последние годы в Одессе.
Яркие декорации, драки метлами и шинами, которые в конце превратятся в нимбы, не зря с ними весь спектакль носится Петруцио. Обворожительная в своей трансгендерности шепелявящая кормилица, массивная Меркуция и задрот Бенволио, словно сошедший с кадров испанского романтического сериала жгучий брюнет Тибальд. Расчетливый взяточник Парис в кожаной косухе и очках. Все они настолько понятны и совершенно современны, что даже не сразу осознаешь, что говорят… классическими стихами давно мертвого Шекспира.
Правда, режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Сергей Павлюк, текст изрядно подсократил, добавил немало своего — по большей мере, забавного. И интерпретировал.
Чего только стоит история кормилицы с «На спинку падать будешь?», которая звучит в разных вариациях и интонациях. Тусовки «на районе» двух враждующих семейств, страстные поцелуи. Режиссеру и молодой, изрядно молодой, группе актеров ТЮЗа удалось вдохнуть наполненную интригами и динамикой жизнь в старый-добрый классический текст.
Нужно сказать, что актеры сами это чувствуют — и оттягиваются по полной. Чего только стоит танец Тибальда и Меркуции. Совершенно верно, закадычный друг Меркуцио в одесской интерпретации — не менее закадычная подруга. Преследования кормилицы и даже охота на светлячков. Святой отец, не стесняясь, пинает ногами Ромео, который предстает перед зрителями отнюдь не образцом добродетели, а вполне себе слабохарактерным юношей.
Отдельно стоит отметить музыкальное решение — популярная музыка последних десятилетий дополняет сцены. С музыкой обходятся очень и очень смело. Например, звучит легендарная Perhaps Perhaps Perhaps, Blue Canaris, а на роковом балу танцуют под некое подобие ирландской мелодии.
Есть в спектакле и отсылки к мексиканской культуре — яркая цветастая Смерть как отдельный персонаж, молчаливо присутствующий в истории. Нет здесь и шпаг — только опасные бритвы и ножи, нет здесь яда — только наколотые яблочки и шприц. А шины? А шины превращаются в нимбы.
«Ромео и Джульетта» в ТЮЗе — это спектакль, который стоит посмотреть, чтобы наконец-то понять, что же имел в виду Шекспир. Премьер состоялась при полном аншлаге
Оксана Маслова
Фото: Николай Вдовенко