Георгий Делиев: «Искусство этим же и прекрасно, что оно бесполезно»
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Так и знаменитый одессит Георгий Делиев на протяжении многих лет предстает во многих ипостасях ─ артист театра и кино, режиссер, комик, музыкант и яркий мастер кисти. В этом году Георгий отмечает 30 лет творческой деятельности, 10 из которых посвятил и живописи. В честь юбилея артист представил в центре современного искусства «Aurum» персональную выставку «Зеркало, обладающее памятью». В интервью «Культурометру» Георгий рассказал о своих любимых художниках-вдохновителях и странах, отношении к современной живописи, собственном взгляде на искусство, а также о грядущих премьерах.
Георгий, расскажите, почему 30 лет своего творчества Вы решили отметить выставкой, а не выступлением в «Доме Клоунов»?
─ На самом деле мы не ограничились только выставкой. Мы старались охватить все направления, в которых я работаю, поэтому готова серия мероприятий. После 30 ноября выставка переедет в Киев и на Восток. 6 ноября состоится премьера нового спектакля «Подкидыш» в «Доме Клоунов». Также планируется концерт и презентация моего нового клипа «Сон» в Киеве.
У Вас очень сочные и экспрессивные работы, есть «Автопортрет с Дали», а серия картин с летящими людьми напоминают по сюжету работы Шагала. Скажите, кто Ваши любимые художники-вдохновители?
─ На самом деле у меня очень много любимых художников. Мне нравятся классические старые мастера, которые работали в реалистическом или импрессионистском стилях. Из классиков на первом месте ─ Рембрандт. Люблю импрессионистов, экспрессионистов, русских передвижников, прежде всего Репина, Врубеля, военные темы Верещагина, портреты Ван Дейка.
Вы часто путешествуете и отображаете это в своих картинах. Какое место Вас больше всего вдохновляет и манит?
─ Каждая страна мне по-своему нравится. Люблю Великобританию, особенно Лондон. Тянет в Брайтон, города Италии и Мексики. Япония очень нравится, всегда не хочется оттуда уезжать.
Есть ли среди Ваших работ картина, которую Вы бы никогда не продали?
─ Такой картины у меня нет. Картина ─ это же не ребенок, который является частью тебя. Это просто картина. Главное, что после продажи она будет кого-то радовать, а ты себе сможешь нарисовать другую.
Вы часто говорите, что живопись ─ это хобби и Вы пишете в свободное от работы время. Может ли человек, будучи только художником, сейчас заработать денег и прославиться?
─ Разумеется, может. Если бы я занимался исключительно изобразительным искусством, то старался бы глубже проникнуть в его систему. Я бы «рыл землю», чтобы найти себе агента. Но в театре и кино у меня всегда есть работа, много предложений и более-менее стабильный заработок. Но, скажу вам честно, было несколько ситуаций, когда дела в театре шли не очень хорошо, а мои картины продавались, чего я совершенно не ожидал. И это выручало.
В одном интервью Вы упомянули, что от 60% работ современных художников Вам хочется принять душ. Есть ли сейчас настоящие таланты среди современных художников?
─ Есть, конечно. Я не вспомню фамилии, хотя сами работы помню. Видел произведения таких художников в арт-центре Пинчука, в европейских галереях. Это яркие, праздничные, светлые работы. Но их меньшинство ─ процентов 20 современных живописцев, от работ которых я получаю наслаждение, и на которые мне хочется еще раз взглянуть. Вот так смотришь иногда: «Да, талантливейшей художник, владеет техников, глубоко чувствует». Но его работы вызывают очень сильные негативные эмоции, которые не хочется переживать. Картина притягивает своей техникой и мастерством, видно, что этот человек знает, что делать, но то, куда направлена его потенция, мне не нравится.
А как Вы отходите от негативных эмоций, которые несут такие картины?
─ Это искусство. Ты всегда знаешь, что оно понарошку. Что это не реальные чувства, а ты должен оставаться отстраненным. Искусство этим же и прекрасно, что оно бесполезно. Оно никакой пользы не несет и никак не повлияет ни на кого. Искусство только лишь украшает нашу жизнь и являет собой другую реальность, которую создает сам человек. Это как сон: спишь ночью и тебе кажется, что все реально, а потом проснулся и «фух, слава Богу, это кошмар». А, если это хороший сон, ты его вспоминаешь, но все равно знаешь, что это не по-настоящему.
Расскажите о Ваших ближайших творческих планах.
─ В ближайших планах ─ премьера нового спектакля «Подкидыш», который будет поставлен впервые по пьесе приглашенного автора Георгия Голубенко. Георгий ─ очень интересный одесский писатель и сценарист. Он пишет сценарии для кино, а по его книгам ставят пьесы. «Подкидыша» автор предложил нам эксклюзивно. В спектакле мы играем с Борисом Барским и Натальей Бузько. Я еще и постановщик, поэтому стоит довольно сложная задача, когда ты и режиссер, и исполнитель. На сегодня спектакль — это самые серьезные планы. Я точно знаю, что пьеса состоится. И мне хочется, чтобы у нее был успех. Мы все для этого делаем.
О чем Вы сейчас мечтаете?
─ У меня уйма собственных «мечт», как у каждого человека. Я всегда думаю о своих коллегах и близких. Мне они очень важны и дороги, их личное благополучие входит в мои мечты.
На мечты о глобальном — стране, государстве — меня не хватает. Я не понимаю, как можно ставить какие-то планы и представления относительно страны, если у самого в душе или семье бардак. Есть люди, которые денег не зарабатывают, дети плохо учатся в школе, с женой скандалы, начальник гнобит, не может выполнять работу, а он рассказывает, как бы вел себя на месте президента, каким бы был премьер-министром, депутатом. Какое он вообще понятие имеет? Это чужие люди, с которыми он не знаком. Он же не знает, какой этот депутат будет, когда напьется, какой он на рыбалке. Люди пытаются вслух озвучивать свое представление о том, в чем не разбираются. Это просто смешно. Когда случается какое-то горе, когда гибнут люди, у меня возникает сострадание к ним, мне хочется душевно помочь. Но я не пытаюсь с ними страдать или, еще больше, разбиваться из-за этого. Помолится за них утром, вечером или на воскресной службе — это уже реальная помощь. Что касается страны, то на службах есть молитва за отечество. Молитва действительно помогает, все остальное — чушь и белиберда.
Посмотреть выставку Георгия Делиева «Зеркало, обладающее памятью» можно до 30 ноября в галерее «Aurum».
Премьера спекталя «Подкидыш» состоится в театре «Маски» уже в ноябре.
Елизавета Сокуренко
Дарианна Олейникова
Фото авторов