История одесского театра, в котором начинал выступать Утесов
В самом центре Одессы на улице Ришельевской, 47 находится здание дореволюционного театра, который открыл свои двери в 1913 году под вывеской «Большой Ришельевский театр». За свою долгую жизнь заведение сменило несколько вывесок и в последствии стало кинотеатром. Примечательно, что именно здесь начинал свою творческую карьеру молодой Леонид Утесов.
К сожалению, в наше время историю перестают ценить и уважать. Здание купили бизнесмены, якобы для реставрации, а в итоге собираются его снести, а на его месте построить не то офисы, не то жилые апартаменты. Одесситы тихо возмущаются этим беспределом, но протестовать массово в защиту театра не идут.
С застройщиком пытается бороться Министерство культуры, так как здание в некоторых документах еще числится памятником архитектуры, а в некоторых уже вычеркнуто при таинственных обстоятельствах. Одесские судьи встали на сторону застройщика, мэр и чиновники игнорируют уничтожение истории Одессы и надежд спасти здание осталось уже очень мало. На странице в Фейсбуке, посвященной защите этого и соседнего здания, появилась публикация истории театра.
До революции кинотеатр был известен как драматический театр «Большой Ришельевский». Даже архитектурное оформление, сохранившееся до наших дней, свидетель тому: вверху на фасаде — занавес, внизу — фигуры артистов. Настоящая театральная сцена! Построила заведение генеральша Шостак. Открылся он, как сообщили одесские газеты, 14 ноября 1913 года на улице Ришельевской, 47.
В программу премьеры, которая состоялась в шесть часов вечера, вошли опера-миниатюра в исполнении известных актеров, в том числе В. В. Леонидовой, классические танцы в исполнении Армиды, устные рассказы с участием Леонидовой и Днепрова, пластические этюды «оживленный фарфор» и последние новинки кинематографа. В программу входила также прелюдия Для оркестра, написанная композитором М. Попруженко специально для открытия театра. Не каждый театр удостаивался такой чести.
На следующий день после открытия «Большого Ришельевского» газеты отмечали: «Первое впечатление от новорожденного предприятия вполне благо-приятное… Есть, видимо, способные исполнители, недурно справляющиеся с разнообразным сценическим материалом… Оркестр довольно стройный, синематограф хорошо установленный». Итак, в репертуаре театра зрителям обещали и кинематограф. Да, хоть они был задуман как драматический, но ветры моды не обошли его стороной: C первых же дней вместе с театральными труппами здесь прочно обосновался Кинематограф.
«Большой Ришельевский» привлекал на свою сцену артистов, отмеченных талантом и типично одесским чувством юмора. Вот какая история произошла в декабре 1913 года, героями которой стали актеры театра «Миниатюр», выступавшего в «Большом Ришельевском». Одесса была в ожидании приезда Макса Линдера, популярнейшего французского комического актера.
«Трудно передать, как был знаменит Макс Линдер! — вспоминает в своей книге «Ни дня без строчки» Юрий Олеша. — Духи, папиросы, галстуки, покрой, прически, манеры назывались его именем. – Макс Линдер! — слышалось на улице. Макс Линдер».
За три дня до приезда Макса в Одессу актеры театра «Миниатюр» решили разыграть одесситов. Они загримировали похожего на знаменитого француза своего артиста и со свитой повели его от вокзала по городу. Актер так уверенно играл роль «короля экрана», что был сбит с толку даже представитель фирмы «Пате» в Одессе, который поспешил запечатлеть на фотоснимках исторические моменты: «Выход Макса Линдера из вагона», «Одесситы встречают Макса», «Макс раскланивается», «У вокзала», «У здания биржи» и так далее.
Одесситы восторженно приветствовали знаменитость, а когда истинное лицо псевдо-Макса открылось, не без юмора посчитали розыгрыш репетицией встречи великого комика. Макс Линдер уже был в Одессе, и шли его спектакли, а неугомонный театр в «Большом Ришельевском» поставил Одноактный скетч «Макс Линдер в Одессе». Главную роль играл тот же артист Орлинский, который стал героем инсценированной уличной процессии. Газеты сообщали, что Линдер заинтересовался своим двойником из театра «Миниатюр» и собирается посетить один из спектаклей.
В театре при «Большом Ришельевском» выступали известные артисты: куплетисты Лев Зингерталь, Марк Донской, Владимир Коралли, Леонов (по кличке Дядя Саша) и совсем еще молодой Леонид Утесов куплетист-смехотвор, как тогда его называли в газетных рекламах и театральных программах. Утесов рассказал об этом в книге «С песней по жизни».
«В начале осени 1914 года мы вернулись в Одессу — писал он, где в то время одна труппка, художественным руководителем которой был П. Н. Поль, обслуживала две сценические площадки: Веселый театр и Большой Ришельевский театр. Мне приходилось ежевечерне выступать обоих театрах, по два спектакля в каждом. К моменту окончания сеансов у подъезда стоял уже извозчик, который доставлял меня в другой театр. Такая напряженная работа очень утомляла. К тому же я по утрам занимался в музыкальном училище по классу скрипки, продолжая дело, начатое в детстве».
Макс Поляновский в то время вел хронику в одесском театральном журнале, часто бывал в театрах, не расставаясь с ручкой и фотокамерой. Бывал он и в «Большом Ришельевском»: «В этом театре я впервые увидел молодого актера Леонида Утесова. Он играл в опереттах, комедиях и скетчах. Исполня злободневные куплеты и сценки, читал веселые рассказы. Все это делалось талантливо, легко. И всегда нравилось зрителям».
М. Поляновский видел Утесова в роли Ромео в оперетке «Ромео и Джульетта». А зимой 1914 года, когда шла война, увидел как-то Утесова в настоящей солдатской форме. «Его призвали в армию. Но пока еще учебный полк размещался в районе Большефонтанской дороги, дирекция театра выхлопотала ему разрешение работать на сцене. Однако после спектакля ему приказали являться на ночлег в казарму»».
Газеты под восклицательными знаками сообщали О концертных и кинематографических новинках в «Большом Ришельевском»: «Полные сборы», «Гвоздь программы!», «Гвоздь сезона!», «Аншлаг!». Приближалась революция, и представители одесского полусвета собирали чемоданы. Госпожа генеральша Шостак отбыла из Одессы за границу, успев перед отъездом продать «Большой Ришельевский театр» Абраму Цехановскому. Успел ли тот погреть на театре руки — неизвестно. Во второй половине 1919 года, когда Одесса стала советской, театр превратился в кинотеатр, и ему дали имя известного писателя-гуманиста В. Г. Короленко, бывавшего в Одессе не раз.
С приходом в Одессу деникинцев театр вновь стал «Большим Ришельевским». С 1926 года здесь располагается кинотеатр «Червона зоря». Постановлением Президиума Госплана и Комиссией ВУФКУ за No69 от 10 августа 1926 года за коллективом кинотеатра было навечно закреплено право владеть зданием «Большого Ришельевского театра». Такого права, кстати, не получил больше ни один кинотеатр города. А 10 декабря 1928 года кинотеатру окончательно вернули имя Короленко. В середине 1935 года сюда пришло звуковое кино. В 1941 году фашисты, оккупировав город, устроили в этом здании солдатский ночной клуб.
30 мая в 14:00 возле здания театра состоится очередной митинг против сноса зданий Неравнодушных одесситов предлагают поддержать акцию по защите истории Одессы.