Итоги 2019: чем удивляли одесские театры
Культурометр подводит театральные итоги 2019-года. Каким этот год был для одесских театров и одесских зрителей, самые яркие постановки — об этом в новогоднем обзоре театров Одессы.
В 2019-м театры Одессы уверенно оправдывали ожидания, заложенные в 2018-м. Многие пригласили к сотрудничеству режиссеров со стороны, а оперный собрал целую международную команду для премьеры. Стоит отдельно отметить бОльшую открытость к экспериментам и, в случае украинского театра, откровенному эпатированию. Что не только не вредит, а весьма украшает одесскую театральную жизнь и заставляет вернуться к просмотру того же спектакля снова и снова.
Украинский театр: продуктивность и визуальный эпатаж
Пожалуй,самым продуктивным в этом году стал Одесский украинский театр им. Василько. Здесь за год создали 6 спектаклей, и это несмотря на громкий скандал и угрозу закрытия. Причем 4 премьеры поставили приглашенные режиссеры.
«Энеида-ХХI» в режиссуре Максима Голенко — была, пожалуй, самой ожидаемой премьерой. Достаточно скандальный стиль — вспомним только, что Голенко — режиссер эпатажного столичного «Дикого театра», украинская классика, острый политический и социальный сарказм. Все это вылилось в коктейль эмоций и долгие обсуждения в фейсбуке. Останки боинга, порванные колготки, алкоголь и кукольный младенец — все это обсуждалось не раз, но за формой, как это нередко бывает, совершенно не затерялся смысл. Спектакль обжигает и заставляет думать и чувствовать.
«Чувствовать» — пожалуй, слово-слоган этого года для украинского. Чего только стоят «Фантомы» молодой столичной режиссерки, ученицы звездного Стаса Жиркова (поставил в украинском театре «Вона його любила» в 2018-м) Татьяна Губрий. На сцене — мало декораций и еще меньше действующих лиц, но целое море боли, надежды, отчаяния и вопросов, которые задаешь себе еще долго, очень-очень долго.
«Горгоны» — яркая драйвовая и местами смешная постановка по пьесе искрометного Дона Нигро.
«Горгоны» — спектакль о давних ожесточенных соперницах-актрисах, которые всю жизнь соревновались друг с другом за благосклонность режиссеров и зрителей, а в последнее время ощутили на себе еще и все «прелести» жизни актрис, которые состарились. И вот их приглашают в новый проект, вместе, в фильм ужасов. Комедия, абсурд и трагедия положений. Динамичный спектакль, который можно разобрать на цитаты, а можно пережить и попытаться стать немного другим человеком.
В этом году украинский позаботился и о детской аудитории — поставив фантазийную «Дюймовочку», где главные роли исполняют … дети. И это действительно по-доброму и интересно даже взрослому. Режиссер — Ирина Зильберман.
А главный режиссер театра Иван Урывский в родном украинском поставил за год 2 спектакля: «Прекрасный рогоносец» и «Коварство и любовь». Оба — по классическим текстам, оба — с молодыми актерами в главных ролях. Оба — традиционно фантазийны, невероятно визуальны и стучатся прямо в сердце. Фирменный стиль Ивана только оттачивается с каждой постановкой. И если «Прекрасный рогоносец» в начале года казался вершиной его творчества, то «Коварство и любовь», где действие разворачивается в оранжерее, уверенно борется за пальму первенства.
К слову, Ивану в этом году вручили украинский театральный Оскар — премию Всеукраинского театрального фестиваля-Премии «ГРА/GRA» (Great Real Art). Правда, за постановку в другом театре: готическую драму «Фрекен Юлия» Иван поставил в столичном театре «Золотые ворота» по одноименной пьесе Августа Стриндберга.
Оперный: балет о балете и танцоры в латексе на пилоне
Одесский театр оперы и балета в этом году сражал удивительно утонченным балетом «Ромео и Джульетта» и весьма нашумевшей постановкой «Травиаты». В новой «Травиате» есть фотограф, грамофон и мужчины в латексе с бычьими головами, уверенно танцующие на пилоне.
Отдельно стоит отметить удачное включение итальянских солистов в постановки оперного.
Приятным открытием стало новое прочтение «Мадам Баттерфляй», над которой работали специалисты из Украины, Австрии, Нидерландов, Германии, Франции.
А на сцену на премьере вышли солисты из Италии и Японии. Постановка получилась на удивление чувственной и нежной.
Оперный в этом году позаботился и о детях. Здесь поставили грациозную историю «Рождение балерины».
Это одновременно рассказ о девочке, которая мечтает о пуантах и большой сцене и погружение в «кухню» балета с его тяжелым трудом, работой у станка и высокими прыжками. Есть в постановке и комические персонажи, которые легко и ненавязчиво показывают детям правила театрального этикета.
В этом году в оперном также поставили зрелищные оперы «Трубадур» и «Лоэгрин». Год скорее выдался оперным, нежели балетным. Но несмотря на весьма классический жанр, оперный театр уверенно идет в ногу со временем, создавая весьма актуальные — как по содержанию, так и по форме — для современного зрителя постановки.
ТЮЗ: недетские премьеры
Театр Юного Зрителя в этом году ставил не только детские премьеры. И, что любопытно, даже рискнул обратиться к тексту современного украинского автора Олега Михайлова. Буквально за 4 дня до начала 2020-го здесь презентовали «Клятвенные девы» об албанских обычаях, когда женщина отрекается от женского счастья, превращаясь в мужчину-хранителя семьи. Главную роль сыграла непрофессиональная актриса, связанная с подземным театром ТЕО, Надежда Марченко. Увидеть театральный эсперимент можно будет уже 18-го января.
Классику «Маленького принца» на сцене ТЮЗа поставила режиссер из Эстонии – Яника Коппел.
Она стала финалисткой и одним из победителей Международного конкурса-лаборатории молодых режиссеров «Открытые двери-2019», который состоялся в Одессе осенью 2018 года благодаря поддержке Украинского культурного фонда.
Из детского стоит отметить «Ну очень ковбойскую историю», которая одновременно разворачивается в дикой прерии и на съемочной площадке. История с юмором, ставил ее главный режиссер Одесского театра кукол Юрий Чайка, и явно не для малышей. Не для малышей ставили и «Красную каску» о том, как родители мешают взрослеть.
Сюда же стоит добавить мистично-хореографичное переосмысление школьной программы старших классов «Лісова пісня» Леси Украинки.
Режиссер-постановщик спектакля в Одесском театре юного зрителя имени Юрия Олеши — Сергей Павлюк, главный режиссер Херсонского академического музыкально-драматического театра имени Мыколы Кулиша. Театр Юного Зрителя уверенно борется за аудиторию тинейджеров и взрослых и, похоже, у него есть все шансы преуспеть.
Подземный театр ТЕО: откровенный неформат
А подземный театр ТЕО в этом году брал откровенным неформатом. Так, на его сцене поставили «Женитьбу», где основные роли исполнили непрофессиональные артисты возраста 50+.
А режиссер-призер одесского международного кинофестиваля этого года Иван Орленко презентовал весьма острую и психоделическую постановку по запрещенному и культовому среди определенного круга людей фильму «Зеленый слоник».
Театр кукол в последние дни 2019-го года презентовал милую постановку «Буратино» по мотивам знакомых с детства мелодий. На сцене одновременно — и люди, и куклы. А полено оживает еще задолго до того, как стать носатым деревянным мальчиком.
Безусловно, премьер в 2019-го в театрах Одессы было значительно больше, однако Культурометр остановился на самых, с нашей точки зрения, ярких и интересных постановках.
Стоит отметить и интерес к одесскому театру зарубежом. Так, оперный с успехом гастролировал в США и Нидерландах, а украинский театр — в Польше. А текст одесситки ставили в театре Германии.
Текст: Оксана Маслова
Фото: предоставлены пресс-службами театров