Итоги 2019: чем удивляли одесские театры

Культурометр подводит театральные итоги 2019-года. Каким этот год был для одесских театров и одесских зрителей, самые яркие постановки – об этом в новогоднем обзоре театров Одессы.

 

В 2019-м театры Одессы уверенно оправдывали ожидания, заложенные в 2018-м. Многие пригласили к сотрудничеству режиссеров со стороны, а оперный собрал целую международную команду для премьеры. Стоит отдельно отметить бОльшую открытость к экспериментам и,  в случае украинского театра, откровенному эпатированию. Что не только не вредит,  а весьма украшает одесскую театральную жизнь и заставляет вернуться к просмотру того же спектакля снова и снова.

Украинский театр: продуктивность и визуальный эпатаж

Пожалуй,самым продуктивным в этом году стал Одесский украинский театр им. Василько. Здесь за год создали 6 спектаклей, и это несмотря на громкий скандал и угрозу закрытия.  Причем 4 премьеры  поставили приглашенные режиссеры.

Энеида XXI – самая, пожалуй, обсуждаемая премьера театра

«Энеида-ХХI» в режиссуре  Максима Голенко – была, пожалуй, самой ожидаемой премьерой. Достаточно скандальный стиль – вспомним только, что Голенко – режиссер эпатажного столичного “Дикого театра”, украинская классика, острый политический и социальный сарказм. Все это вылилось в коктейль эмоций и долгие обсуждения в фейсбуке. Останки боинга, порванные колготки, алкоголь и кукольный младенец – все это обсуждалось не раз, но за формой, как это нередко бывает, совершенно не затерялся смысл. Спектакль обжигает и заставляет думать и чувствовать.

Фантомы

“Чувствовать” – пожалуй, слово-слоган этого года для украинского. Чего только стоят “Фантомы” молодой столичной режиссерки, ученицы звездного Стаса Жиркова (поставил в украинском театре “Вона його любила” в 2018-м) Татьяна Губрий. На сцене – мало декораций и еще меньше действующих лиц, но целое море боли, надежды, отчаяния и вопросов, которые задаешь себе еще долго, очень-очень долго.

“Горгоны” – яркая драйвовая и местами смешная постановка по пьесе искрометного Дона Нигро.

«Горгоны» — спектакль о давних ожесточенных соперницах-актрисах, которые всю жизнь соревновались друг с другом за благосклонность режиссеров и зрителей, а в последнее время ощутили на себе еще и все «прелести» жизни актрис, которые состарились. И вот их приглашают в новый проект,  вместе,  в фильм ужасов. Комедия, абсурд и трагедия положений. Динамичный спектакль, который можно разобрать на цитаты,  а можно пережить и попытаться стать немного другим человеком.

В этом году украинский позаботился и о детской аудитории – поставив фантазийную “Дюймовочку”, где главные роли исполняют … дети. И это действительно по-доброму и интересно даже взрослому. Режиссер – Ирина Зильберман.

“Прекрасный рогоносец”

А главный режиссер театра Иван Урывский в родном украинском поставил за год 2 спектакля: «Прекрасный рогоносец» и «Коварство и любовь». Оба – по классическим текстам, оба –  с молодыми актерами в главных ролях. Оба – традиционно фантазийны, невероятно визуальны и стучатся прямо в сердце. Фирменный стиль Ивана только оттачивается с каждой постановкой. И если “Прекрасный рогоносец” в начале года казался вершиной его творчества, то “Коварство и любовь”, где действие разворачивается в оранжерее, уверенно борется за пальму первенства.

Коварство и Любовь: действие разворачивается в оранжерее

К слову, Ивану в этом году вручили украинский театральный Оскар – премию Всеукраинского театрального фестиваля-Премии «ГРА/GRA» (Great Real Art). Правда, за постановку в другом театре: готическую драму «Фрекен Юлия» Иван поставил в столичном театре «Золотые ворота» по одноименной пьесе Августа Стриндберга.

Оперный: балет о балете и танцоры в латексе на пилоне

Одесский театр оперы и балета в этом году сражал удивительно утонченным балетом “Ромео и Джульетта” и весьма нашумевшей постановкой “Травиаты”. В новой “Травиате” есть фотограф, грамофон и мужчины в латексе с бычьими головами, уверенно танцующие на пилоне.

La Traviata

Отдельно стоит отметить удачное включение итальянских солистов в постановки оперного.

Ромео и Джульетта

Приятным открытием стало новое прочтение “Мадам Баттерфляй”, над которой работали  специалисты из Украины, Австрии, Нидерландов, Германии, Франции.

А на сцену на премьере вышли солисты из Италии и Японии. Постановка получилась на удивление чувственной и нежной.

Оперный в этом году позаботился и о детях. Здесь поставили грациозную историю “Рождение балерины”.

Это одновременно рассказ о  девочке, которая мечтает о пуантах и большой сцене и погружение в “кухню” балета с его тяжелым трудом, работой у станка и высокими прыжками. Есть в постановке и комические персонажи, которые легко и ненавязчиво показывают детям правила театрального этикета.

В этом году в оперном также поставили зрелищные оперы “Трубадур” и “Лоэгрин”. Год скорее выдался оперным, нежели балетным. Но несмотря на весьма классический жанр, оперный театр уверенно идет в ногу со временем, создавая весьма актуальные – как по содержанию, так и по форме – для современного зрителя постановки.

ТЮЗ: недетские премьеры

Театр Юного Зрителя в этом году ставил не только детские премьеры. И, что любопытно, даже рискнул обратиться к тексту современного украинского автора Олега Михайлова. Буквально за 4 дня до начала 2020-го здесь презентовали “Клятвенные девы” об албанских обычаях, когда женщина отрекается от женского счастья, превращаясь в мужчину-хранителя семьи. Главную роль сыграла непрофессиональная актриса, связанная с подземным театром ТЕО, Надежда Марченко. Увидеть театральный эсперимент можно будет уже 18-го января.

Клятвенные девы – исполнительница главной роли

Классику “Маленького принца” на сцене ТЮЗа поставила режиссер из Эстонии – Яника Коппел.

Маленький принц на сцене ТЮЗа

Она стала финалисткой и одним из победителей Международного конкурса-лаборатории молодых режиссеров «Открытые двери-2019», который состоялся в Одессе осенью 2018 года благодаря поддержке Украинского культурного фонда.

Ну очень ковбойская история

Из детского стоит отметить “Ну очень ковбойскую историю”, которая одновременно разворачивается в дикой прерии и на съемочной площадке. История с юмором, ставил ее главный режиссер Одесского театра кукол Юрий Чайка, и явно не для малышей. Не для малышей ставили и “Красную каску” о том,  как родители мешают взрослеть.

Красная каска

Сюда же стоит добавить мистично-хореографичное переосмысление школьной программы старших классов “Лісова пісня” Леси Украинки.

Лісова пісня в ТЮЗе

Режиссер-постановщик спектакля в Одесском театре юного зрителя имени Юрия Олеши — Сергей Павлюк, главный режиссер Херсонского академического музыкально-драматического театра имени Мыколы Кулиша. Театр Юного Зрителя уверенно борется за аудиторию тинейджеров и взрослых и, похоже,  у него есть все шансы преуспеть.

Подземный театр ТЕО: откровенный неформат

А подземный театр ТЕО в этом году брал откровенным неформатом. Так, на его сцене поставили “Женитьбу”, где основные роли исполнили непрофессиональные артисты возраста 50+.

А режиссер-призер одесского международного кинофестиваля этого года Иван Орленко презентовал весьма острую и психоделическую постановку по запрещенному и культовому среди определенного круга людей фильму “Зеленый слоник”.

Театр кукол в последние дни 2019-го года презентовал милую постановку “Буратино” по мотивам знакомых с детства мелодий. На сцене одновременно – и люди, и куклы. А полено оживает еще задолго до того,  как стать носатым деревянным мальчиком.

Буратино на сцене театра кукол

Безусловно, премьер в 2019-го  в театрах Одессы было значительно больше, однако Культурометр остановился на самых, с нашей точки зрения, ярких и интересных постановках.

Стоит отметить и интерес к одесскому театру зарубежом. Так, оперный с успехом гастролировал в США и Нидерландах, а украинский театр – в Польше. А текст одесситки ставили в театре Германии.

Текст: Оксана Маслова
Фото: предоставлены пресс-службами театров

 

   
 

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56