Как стрит-арт преображает Одессу

Пока в Киеве создают масштабные муралы на высотках, стрит-арт Одессы живет своей жизнью. Здесь появляются уютные силуэты из прошлого вдоль городских артерий, стены превращаются в портреты одесситов, а к Новому Году зажигается Вязаная Елка. Мы расспросили самую востребованную стрит-арт художницу Одессы Станиславу Лисовскую о том, зачем нужен стрит-арт и как преобразится Одесса с помощью уличного творчества.

 

— Станислава, что для тебя значит срит-арт?

Стрит-арт — это творчество в рамках улицы. Не только рисование на стенах, тут и уличная музыка и инсталляции, и уличные поэты, комедианты. Заниматься им могут все, не важно есть ли у тебя профессиональное образование. Очень большую роль играет социальный стрит-арт, призванный обратить внимание общества на определенные проблемы, допустим, ямы на дорогах. Их обрисовывают цветными линиями либо обвязывают. Зачем это нужно? Общество само подталкивает к этому.

Многие делают вид, что их не касается та или иная проблема. И художник выходит на улицы и пытается донести свое видение. Не менее популярен стрит-арт с политическим контекстом, который я очень люблю, на который нужна смелость и резкая реакция на события в мире.

Для меня стрит-арт — этакий дизайн городского пространства с концептуальным приколом. Мы все живем в домах, квартирах и любим украшать, создавать уют для себя и близких. Мы тщательно подбираем мебель под определенный тон стен, высаживаем растения в необычные горшочки, красиво расставляем книги и разные безделушки. Но выходя из уютной квартиры мы переносимся в серое безликое, неаккуратное пространство и начинается это уже с парадной, за минуты проезда в несимпатичном лифте, не симпатичный подъезд, серое пространство города. И теряется все тепло того уюта, который ты создал у себя дома. Мне хочется, чтобы улица города была как квартира: чистая, уютная, интересная, необычная.

— Может ли стрит-арт преобразить город?

Яркий пример, где стрит-арт преобразил город и привлек множество туристов — это Хускар. Небольшая синяя деревня или город Смурфиков. Компания, которая продвигала мультфильм, решила для пиара выкрасить ранее белую деревушку в синий цвет, выкрасили даже церковь и кладбище. По окончанию проекта собирались вернуть деревушке белый цвет, но жители решили оставить синий. Теперь ранее не известная тихая деревушка очень посещаема туристами. Там проводятся ярмарки и тематические вечеринки. А в Мексике недавно уличные художники совместно с правительством украсили «неблагонадежные» районы города. Оживили серые фавелы, превратили их в яркие красочные домики. И даже привлекли к участию жителей этих районов. За этим будущее.

— Сколько в стрит-арте профессионального?

Вряд ли можно назвать стрит-арт профессиональным. Не существует такого учебного заведения. Есть градации от простого к сложному исполнению. Есть форма протестного стрит-арта, так называемого «вандализма» и легального, когда ты договариваешься с владельцем здания. И оба они имеют право существовать. Ведь еще в Древнем Риме люди на стенах домов выцарапывали свои имена, любовные послания, пожелания или ругательства в адрес сенаторов. И слово «граффити» произошло от слова выцарапывать . Протестный арт – это субкультура, это мода, это экстрим. Вот попробуйте ночью, в холод залезть на скользкую крышу и оставить свою подпись, а потом еще удирать от полиции – романтика. Бывает, арт выполнен профессионально с точки зрения живописи, а смысла не несет.

— Как возникает идея стрит-арта?

Концепция может спать годами и выстрелить в один момент, когда увидишь место и картинка в твоей голове состыкуется с ним. Местность сама подсказывает. Обязательно нужно изучить место, понять его, желательно посмотреть, как выглядит утром, днем и вечером. Еще лучше знать, что тут происходит в разные времена года. Надо почувствовать, что здесь будет хорошо смотреться. Сильно ветреное место — можно улетающий зонт или сухие листья закрутить на стене и еще флюгер прицепить. Много плюща – обыграть его как волосы или платье. Ступеньки ведущие в никуда — пририсовать дверь , отвалилась штукатурка и выпал кирпич – обыграть его.

Часто все в процессе приходит, я не следую никогда четко эскизу, любая фактура стены или разлитая краска могут напомнить вдруг какой-то силуэт и ты думаешь вот, вот оно… точно, вот это сюда очень. Либо вечером видишь как тень от дерева на стену легла и понимаешь, что это будет очень красиво смотреться. Также отражения в луже, в автомобиле могут подсказать идею. Если задача связанна с городом, начинаешь читать историю, если с театром, смотришь спектакль, потом в голове начинается калейдоскоп с идеями,  ищешь подсказки во всем. Мне помогает творить партнер, Алексей Шкурат. Часто мы придумываем что-то новое под джаз.

Каждое творение принесло опыт. Были такие от которых хотелось отказаться, а через время понимаешь, что хорошо что сделали. Это как картины когда пишешь , нужно отложить в сторону на время, а потом опять посмотреть. Горжусь теми работами, где не использовался проектор (для переноса рисунка на стену) хоть это и легче, но глазомер нужно тренировать , так получается более живая линия. Горжусь что наши творения проживают и зиму и лето и держатся иногда лучше чем штукатурка в новостроях. Вообще я сама себе очень критик, всегда хочется большего и лучшего.

— А с какими сложностями приходится сталкиваться?

— Сложности бывают разные, это погодные условия (холодно, жарко, ветрено), плохой доступ к стене( высоко или чересчур низко), человеческий фактор (разные люди встречаются). Этим летом было очень жарко и большая влажность. В Аркадии из за этого было нелегко рисовать. А на Карантинном спуске, мы стояли прямо на дороге и водители не сразу нас замечали, а когда уже появились силуэты, то стали ездить медленнее… рассматривали.

 

Фреска на Еврейской, там для того чтобы понять правильно ли ты нарисовал приходилось слазить с лесов в 4 этажа, переходить в здание напротив, подниматься, выходить на балкон и… понимать что и как подправить, опять спускаться и подниматься на леса. Сложно рисовать по фактурной стене, но зато очень эффектно смотрится потом. Сложность не всегда бывает плохая, иногда сложно только от того, что постоянный поток людей, которые хотят с тобой пообщаться, обсудить рисунок, предложить свои идеи, смотришь, а уже вечер и не успеваешь нарисовать.

— Какой стрит-арт  мечтаешь создать?

— «Стену Одесских котов». Вот присматриваю длинную добротную стену в оживленной части города, чтобы сплошь заполнить ее котами в разных амплуа и ипостасях: коты-обжоры, коты-бандиты и бандитки, коты-ворюги, коты домашние неженки, влюбленные и т.д. Это такая дань всем котам нашего города.

У меня есть серия рисунков об Одесских фонариках, где они оживают. Сначала просто играли на музыкальных инструментах, потом стали танцевать, играть в волейбол, теперь на этой основе мечтаю создать и даже уже разрабатываем в студии, целый парк с такими инсталляциями, необычными скамейками, арт-площадками для выступлений. Все это — в фантазийном варианте, чтобы даже урны привлекали взгляд. Хочется разработать что-нибудь интересное для пирсов на море. Конечно же, для этого их нужно сначала восстановить. И мечта каждого стрит-артера — это расписать самую большую высотку.

Каким ты видишь будущее Одессы?

— Появится много арта, связанного с озеленением: висячие сады, вертикальное озеленение, топиарные сады. В центре города безликие торцевые стены приобретут архитектурный облик с помощью рисунка. А графитчики разрисуют все заводы в районе Пересыпи. Все серые «депрессивные» районы станут яркими, веселыми.  Множество скульптурных композиций, рассыпанных по городу. Будут разработаны туристические маршруты по арт-местам Одессы. Изначально будут разрабатываться интересные концепции фасадов новых домов и привлекать будут, конечно, же стрит-артеров. Это повлияет на менталитет людей, и они сами начнут украшать не только свои дома, но и территорию вокруг.

 

Беседовала Оксана Маслова

Фото: Николай Вдовенко и личные архив Станиславы Лисовской

 

Добавить комментарий

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56