Как в Одессе отметили День Джаза (фото)
Международный День джаза определенно стал международным событием. Приятно и почётно, что Одесса наряду с многочисленными странами, а их насчитывается около 190, уже восьмой год поддерживает инициативу ЮНЕСКО и устраивает праздник для жителей и гостей города. Проводимый ежегодно ЮНЕСКО в партнёрстве с Институтом джаза, Международный день джаза призван подчеркнуть мощь джаза, как движущей силы свободы и творчества. Ведь в его истоках лежит рабство, и джаз всегда страстно выступал против всех форм угнетения. Символ мира и дипломатии, музыка говорит на языке свободы, она стирает границы и напряженность в отношениях между людьми и государствами. Идеальная дипломатия, посредством универсального языка.
И, как сказал идейный вдохновитель и организатор Дня джаза в Одессе, Михаил Фрейдлин: «Миру-джаз, джазу-мир! Это вдохновляющая идея, где музыка служит лекарством для души».
В этом году организаторы приняли решение объединить усилия с джаз-клубом Перрон #7 и представили весьма разнообразную программу.
Odessa jazz days включил 4 мероприятия: концерт трио Алексея Петухова с Чарльзом Тернером в джаз клубе Перрон. Мастер класс в первой музыкальной школе, и гала концерт с последующим джем сейшном и концерт трио с Rachel Therrien в Перроне
Гала концерт состоялся в концерт Холл Одесса, идеальная локация для такого события. Площадка имеет форму амфитеатра, прекрасно слышно и видно с любой стороны. К тому же, зал технически оснащён как звуком, так и световым решением. Но самое главное, атмосфера располагает и раскрепощает, что очень органично для джаза.
Открывал концерт черкасский Биг Бэнд под управлением саксофониста Михаила Евтушенко пьесой из репертуара оркестра Каунта Бэси, «Moten swing». Далее к ним присоединилась молодая и подающая надежды, вокалистка Лена Балабан, с композицией Swinging on the moon.
Затем на сцену вышел заявленный ранее в программе, харизматичный и элегантный вокалист Чарльз Тёрнер lll из Нью Йорка. Исполняя популярную джазовую классику, исполнитель в буквальном смысле привел публику в восторг. В красном бархатном пиджаке, он заметно выделялся непринуждённостью и уверенностью в своих отношениях с публикой. Но его выступлением первое отделение не закончилось. В конце своей программы, в качестве «на бис», он пригласил на сцену, ранее выступившую вокалистку Лену Балабан и из зала к ним присоединился чикагский блюз-мен, Халиф Волтер. Настало время для джем сейшна, компазицией Everyday Ihave a blues.
Во втором отделении выступили трио Алексея Петухова с Рейчел Териен (труба).
Невероятно плодовитый и одаренный музыкант, Алексей Петухов, самый активный партнер всех джазовых музыкантов приезжающих в Украину. Вместе они исполнили новые авторские пьесы Рейчел, которые она готовится записать на CD в Париже в ближайшее время. Согласно распространенному мнению, именно труба хранит душу в джазе. И не смотря на то, что труба сдала свои позиции саксофону, она по сей день остается значимым музыкальным инструментом в этом музыкальном жанре. Такой пронзительный и сочный звук есть только у нее. Любопытно, что не так много представителей прекрасной половины среди исполнителей на духовых инструментах. Вопреки немалым физическим усилиям, Рейчел выглядит органичной и честной. Ее свободная и непринужденная манера исполнения завораживает, а интеллектуальные импровизации, выдают глубокую музыкальную эрудицию.
Позже к ним присоединился украинский саксофонист, Михаил Евтушенко, с весьма европейским мышлением. Он учился в институте музыки в городе Грац, Австрия. Невзирая на сложившуюся успешную музыкальную карьеру, Михаил один из не многих, вернулся в Украину и сейчас развивает джаз на родине. Образовавшийся квинтет исполнил авторскую пьесу Михаила. Завершающим третьим отделением прозвучал чикагский блюз, в исполнении гитариста Халифа Волтера, и выступление детского хора под руководством С.Смирновой.
Блюз — одна из наиболее популярных и нестареющих форм джаза. Все стили рок музыки, так или иначе, произошли от блюза, конечно изменившись до неузнаваемости. А первым кто принес джазовую технику игры на гитаре, был Би Би Кинг. Блюз какое-то время считался «дьявольской музыкой», имея сильное влияние не народ. Об этом влиянии можно было убедиться и на нашем концерте. Халиф не ограничился сценой и окунулся прямо в зрительный зал, за что публика была очень признательна. Именно по импровизациям исполнителя встречают и судят, насколько он хорош.
Три года назад, в рамках концертной программы «джазовый абонемент» в филармонии Алексея Петухова, детский хор под управлением Светланы Смирновой впервые соприкоснулся с джазом. С тех пор, дети с большим удовольствием начали исполнять разные стили джаза, от свинга до фанка. Все это благодаря огромной работе руководителя и дирижера, блестящего педагога, обладающей харизмой и сильной энергетикой, Светланы Смирновой. Многие профессионалы отмечают дирижёрскую мануальную технику Светланы, её возможность концентрировать и фокусировать внимание хора, при этом максимально передавать художественный образ произведений.
Среди почитателей детского таланта, остались под впечатлением и наши приглашённые звезды Чарльз Тернер и Халиф Волтер.
А в преддверии гала-концерта, в первой музыкальной школе, состоялся мастер-класс для всех желающих. Приглашенные иностранные музыканты превратили обычный день в творческий и захватывающий процесс для учеников. Большой вклад в джазовое развитие нашего города.
Олеся Багляюкова
Фото: Сергей Гевелюк/Фейсбук