Кто не виноват в смерти спортсменки Кати Катющевой и как избежать повтора трагедии
Одессу потрясло известие о смерти спортсменки, ультрамарафонки Кати Катющевой во время беговых соревнований на Куяльнике. Напомним, что тренированная девушка сошла с дистанции под палящим солнцем в просоленной пустыне Куяльника, ее искали более восьми часов. Нашли живой, без сознания, но в больнице Катя умерла от инсульта.
На организаторов соревнований обрушились обвинения, а Культурометр решил разобраться — кто же действительно не виноват и что можно сделать, чтобы избежать подобных трагедий. Публикуем серию постов опытного участника походов и спасательных операций Виктора Бойко с некоторыми сокращениями.
У Виктора Бойко 25-летний опыт пешеходных, велосипедных, горных и водных походов. Он участвовал в девяти одесских и трех крымских “сотках” и в спасательных операциях в одесских катакомбах. На своей странице в фейсбуке Виктор делится мыслями о том, что привело к гибели участницы ультрамарафона «Ультра-Трейл Куяльник» и что нужно делать, чтобы предотвратить подобные трагедии.
1. Никто не застрахован. Несчастные случаи бывают везде: на улице, дома, в библиотеке, в кино и на соревнованиях. На Бостонском марафоне ежегодно случаются несколько смертей.
2. На сайте ультрамарафона «Ультра-Трейл Куяльник» нет никаких новостей, разбора полетов и соболезнований. В фб-сообществе есть короткое соболезнование — и всё. По публичной части — провал.
Был бы элементарный разбор полетов от оргов («в такое-то время не появилась на КП…», «участники видели в последний раз там-то…», «в такое-то время волонтеры организовали поиски…» и т. д.) — не было бы флейма, конспирологии и всего прочего. Такие разборы писать морально тяжело. Но они нужны, поскольку:
а) позволяют уберечь от ошибок других людей (опыт!),
б) показывают, что оргам не всё равно,
в) предотвращают большую часть флейма: есть официальная версия с перечислением фактов, на нее можно сослаться.
Такой официальной версии я не нашел, поэтому вместо анализа опыта — флейм, выяснение отношений, требования от «закрыть все нафиг» до «заставлять всех бегать с GPS» и засудить организаторов. Все это контрпродуктивно и, по моему мнению, совсем не улучшит уровень безопасности.
3. Если посмотреть внимательно регламент http://trailrun.od.ua/регламент/, то можно увидеть там такие пункты:
«2.7. Ответственность за безопасность участников во время и в местах проведения трейлового забега несут участники забега…
5.2. Каждый участник несёт личную ответственность за состояние своего здоровья во время марафонского забега…
5.5. Перед стартом участники всех этапов предоставляют организаторам расписку, подтверждающую состояние здоровья и свое согласие с правилами и положениями забега (приложение No1)…
5.10. Участники забега несут ответственность за себя и должны знать регламент проведения забега, также должны трезво оценивать свои психические и физические способности, быть достаточно натренированными и иметь при себе необходимое личное снаряжение, указанное в п.5.4…
5.11. Участники должны быть готовы адаптироваться к возможным или неожиданным ситуациям и справляться с ними (напр., наступление темноты, плохие погодные условия, физические недомогания, травмы и т .д.)».
То есть по факту, деньги участников марафона идут только на организацию марафона. Планов Б, поисковых групп и всего прочего не предусмотрено, о чем орги честно предупреждают. Проблема в том, что, по моему опыту, мало кто читает «Положения о соревнованиях» и прочую «скучную документацию», поэтому, выходя на старт, упускает такие “мелочи” из виду.
Поскольку советская школа и ее установки еще не окончательно отмерли, то в экстремальных случаях организаторы могут начать поиски, но все это будет на добровольных началах. Так что оргам ультрамарафона надо еще сказать спасибо, что они озаботились.
____
В советские времена к безопасности относились очень серьезно: выпускающая на маршрут организация несла ответственность, в том числе уголовную, за безопасность участников. На туристские секции, соревнования и так далее выделялись деньги, которые шли, в том числе, на безопасность.
Сейчас деньги либо собираются с участников, либо выделяются спонсорами (либо и то, и другое), а организаторы стараются переложить ответственность на самих участников, составляя документацию в стиле «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Поэтому основная установка организаторов сейчас дрейфует от «обеспечить безопасность» к «собрать как можно больше участников любой ценой». Информационное обеспечение становится «стильным-модным-молодежным»: с хорошей полиграфией, красивыми призами, лендингами, рекламой в соцсетях. Ресурсы на безопасность и организацию выделяются по остаточному принципу.
Например, в этом году на одесскую сотку запилили регистрацию в стиле рекламных кампаний лучших лоукостов мира, при этом на мой вопрос о разметке трассы в ключевых и неочевидных местах ответили через пять дней — после того, как я не поленился задать его еще раз. Правда, при этом извинились.
Я не хочу и не буду давать этому оценку — я просто констатирую, что сейчас дела обстоят именно так.
Еще один фактор, который снижает безопасность, как это ни парадоксально, — это дорогое снаряжение. Тут ситуация из анекдота «права купил — водить не купил». Дорогое, тем более интеллектуальное типа часов с GPS, снаряжение продается с сопутствующей рекламой, в которой проталкивается мысль, что кроссовки побегут за вас, а GPS будет вместо вас ориентироваться. Это приводит к тому, что человек начинает полагаться не на себя, а на железку. С печальными последствиями.
В середине нулевых в спелестологическую тусовку с легкой руки Petzl пошли диодные фонари — надежные, долгоиграющие, мегапрогресс по сравнению с батареечными фонарями и шахтерскими аккумуляторными «коногонами». Уверенность в том, что с таким мегадевайсом можно ходить без запасного света привела к тому, что на соревнованиях по ориентированию я подобрал сразу *трех* человек с севшими диодниками.
Яхтсмен Сергей Константинович Чернышов рассказывал мне, что когда во время бомбежек Югославии натовцы зачем-то отключили GPS в Средиземноморском регионе, итальянские гавани были полны яхтсменов, которые не решались выходить в море, несмотря на идеальные погодные и навигационные условия. Они просто не умели ориентироваться без GPS.
____
Итогі підведем. Участвуя в подобных соревнованиях, стоит самостоятельно продумывать свою безопасность. Праздничная атмосфера подобных мероприятий может сыграть злую шутку: человек подсознательно расслабляется психологически, забывая, что приключения на свою голову можно найти совсем недалеко от города.
Вопрос безопасности — всегда комплексный: психологическая подготовка, установки и настрой, продуманный план действий, знания, физическая готовность, поставленные технические и специальные навыки, хорошо подобранное и проверенное снаряжение.
Первым делом — домашнее задание. Почитать «Положение о…» или тот документ, который определяет порядок соревнований. Мне довелось поработать рядом с профессиональными спортсменами, и меня поначалу удивляла их привычка внимательно читать документацию «под соревнования». Сам я гораздо позже понял, что такие документы — штука полезная. Читая, стоит задаваться вопросом: что будут делать организаторы в случае непредвиденной ситуации? Если есть какие-то неоднозначности и сомнительные моменты — можно вежливо потыкать организаторов палочкой: задать вопрос или попросить комментарий. Возможно, это обеспечит не только вашу, но и чью-то еще безопасность.
Затем надо провести «мерфологический”, то есть по законам Мерфи, анализ маршрута: посмотреть карту, мысленно пройти (пробежать, проплыть) по всей дистанции, каждый раз задавая себе вопросы «что будет, если?»: если пойдет дождь? если станет жарко? если станет холодно? если станет плохо? если сядет телефон? если я застряну здесь на всю ночь? Важно подумать, кто будет знать, где вы, и продумать план Б.
Предусмотреть 100% неприятностей нереально, но такая подготовка помогает сориентироваться в экстремальной ситуации. Как это может пригодиться? В фильме «127 часов» Дэнни Бойла рассказывается реальная история Арона Ралстона, который застрял в расщелине на неделю. Всё это время думал о том, что у него была масса возможностей предупредить, куда он отправляется. Спойлер: в конце концов он выбрался, отпилив себе руку выше локтя китайским мультитулом.
Перед стартом нужно обязательно проверить снаряжение по чек-листу. Если вы ответственно выполняли домашнее задание, и снаряжение, и чек-лист у вас уже есть.
Некоторые участники исповедуют принцип «победа любой ценой»: мобилизуйся и выложись на 120%. При этом они теряются, если что-то идет не так. Я сторонник установки «иногда нужно иметь мужество отступить». В ситуации, когда выбор стоит между строчкой в рейтинге (красивой медалькой, грамотой, кубком) и потенциальной опасностью, такая установка — показатель здравого смысла вроде парашюта в кабине самолета. И наоборот: если дело уже дошло до критической ситуации, действительно нужно мобилизовываться, настраивать себя на позитивный лад, чтобы добраться до людей, протянуть, пока не подоспеет помощь, и так далее.
Не стесняйтесь предлагать и просить помощь. Если решили сойти с дистанции, помните, что нужно предупредить организаторов. Обнаружив пропажу, они могут затеять поисковую операцию. А это может оставить без помощи того, кому она действительно нужна.
Если видите другого участника в потенциально опасной ситуации, не поленитесь узнать, как он себя чувствует, предложить помощь. Добравшись до организаторов, проверьте, помогли ли ему.
Одесская сотка 2015 года проходила после ливня. На мысе Большой Фонтан большая часть участников уходила наверх, не захотев иметь дела с раскисшими грунтовками. Я побежал по низу, где встретил одинокого мальчишку-участника, цепляющегося за перила лестницы, которая вела к монастырю. Я притормозил и спросил, что случилось. Оказалось, что мальчику стало плохо. Не сходя с места, я набрал оргов и объяснил ситуацию. Они сказали, что высылают помощь. Убедившись, что мальчик сидит на месте и не начнет куда-то ломиться, я побежал дальше. На КП 411-й батареи я убедился, что его нашли. Мальчик тогда сошел с дистанции.
После соревнований не поленитесь зафиксировать опыт и дать обратную связь организаторам. Обычно они реагируют вполне доброжелательно и конструктивно. А если в «Положении» с вашей подачи появится дополнительный пункт — будет о чем вспоминать.
___
Если вам хочется копнуть глубже, рекомендую почитать «Турики и туристы» Дмитрия Ватолина. Тексту больше 20 лет, но он не потерял ни грамма актуальности.