Как одесский бизнесмен Егор Гребенников тратит миллионы долларов с пользой

47-летний одессит Егор Гребенников – совладелец крупнейшего частного портового оператора ТИС, находится в десятке самых влиятельных одесситов в рейтинге журнала «Новое время». В этом году бизнесмен вошел в Европейскую ассоциацию венчурных филантропов (European Venture Philanthropy Association), которая объединяет такие компании, как BMW Foundation, Robert Bosch Foundation. Но главное – меценат и благотворитель. он первый импакт-инвестор Украины, который ежегодно инвестирует в импакт-проекты около 1 млн. долл. Проекты не приносят прибыли и финансово полностью зависят от основного бизнеса.

Как пишет сайт biz.liga, бизнесмен ведет непубличный образ жизни, живет в деревне в 5 км от портовых терминалов ТИС, а в город приезжает по делам и на выходные.

Известно, что в частном порту ТИС он заведует финансами. Порт часто ассоциируют с именем его  отца, основателя бизнеса Алексея Ставницера. С 2011-го руководить бизнесом начал младший брат Егора — Андрей Ставницер. О их родстве догадываются немногие, по договоренности родителей Гребенников носит фамилию матери.

Но при этом узнаваемость Егор получил благодаря продвижению в Украине Impaсt Investing, которое и возглавил. Сначала в 2006 г. он открыл коворкинг «Кислород» и центр социальных инициатив Impact Hub Odessa, затем решил заняться более масштабным социально направленным проектом – восстановлением заброшенного Зеленого театра в одесском парке Шевченко.

По словам Гребенникова, в Украине только-только зарождается направление «инвестиций влияния». Так, к импакт-проектам относят общественные рестораны Urban Space 100 в Ивано-Франковске, 4City в Одессе, 80% прибыли которых идут на социальные проекты города.

«Я ищу проекты, которые принесут не только доход, но и измеримую общественную пользу. Я и мой брат выросли в многотысячном сообществе советских альпинистов, где взаимопомощь и взаимное развитие были нормой. Думаю, это предопределило то, чем я сейчас занимаюсь. Элементы социального инвестирования есть почти в каждом бизнесе. Когда компания финансово более-менее встает на ноги, она вольна двигать регулятор прибыль-социальное благо в ту или другую сторону. Выбирать удобный формат: от грантов для развития инфраструктуры до инвестиций в прибыльные предприятия с социальной миссией. Но доступность этих инструментов сильно зависит от уровня развития некоммерческого сектора в стране. И мой первый импакт-проект «Кислород» создавался по наитию.

В Одессе тогда не было развивающих площадок с интересным мне контентом. Я арендовал полуподвальное помещение площадью 60 м, притащил полтысячи своих любимых книг и фильмов, проектор, стулья и электросамовар. Через месяц расписание заполнилось самодеятельными спектаклями, мастер-классами и прочим живым контентом. Места было явно недостаточно. Вскоре арендодатель захотел продать помещение. Потом ударил финансовый кризис, и всем стало не до проекта. Но остались опыт, нетворк и мечта сделать лучше и масштабнее», — делится Егор.



Затем появился интересный проект Impact Hub Odessa. В 2012 г. бизнесмен арендовал, а затем выкупил пространство в 400 м, бесплатно предоставил эту площадку для ивентов международным молодежным организациям Enactus, AISEC, Global Shapers и любым внятным социальным инициативам. Теперь же это – 1300 м пространства, 7 регулярных программ в разных сферах, 200+ инкубированных и сопровождаемых социальных проектов, 1700 публичных событий и более 50 тыс. гостей в год. Это часть глобальной ассоциации Impact Hub, куда входит больше сотни центров социальных инноваций по всему миру. В этом году впервые там пройдет саммит European Impact Hub Gathering, куда съедутся около 200 представителей социальных акселераторов со всей Европы.

«А начался проект, когда у меня появились свободные средства. Три года я собирал лучшие практики объединяющих пространств по всему миру. И теперь, благодаря созданной атмосфере и сообществу, здесь стали приходить более зрелые и устойчивые проекты, готовые платить за почасовую аренду помещений. Коммерческая часть тогда позволяла оплачивать расходы некоммерческой», — рассказывает Егор.

На сегодняшний день, по мнению бизнесмена, есть два проекта, которые он считает самыми перспективными. Это Mindspot и Pro Bono Club Ukraine. Первый – это сеть центров развития навыков mindfulness (осознанности) и второй – сообщество из тысяч профессионалов (маркетологов, СММ-щиков, юристов, аудитров, HR, логистов), оказывающие бесплатную консультативную помощь социально значимым проектам.

А вот Зеленый театр — не похож на классическое impact-инвестирование, уверен предприниматель.



«Там нет и пока не предвидится положительной рентабельности. Зелёный Театр – это ревитализация разрушенного и превращенного в свалку открытого театра в одесском парке Шевченко, построенного в 1935 г. За 5 лет в проект было инвестировано более 600 тыс. дол. В результате получилось создать самую популярную в Одессе культурно-образовательную open air площадку. Платные коммерческие мероприятия и аренда мест под продажу еды и напитков частично окупает бесплатные культурные и образовательные мероприятия. Можно окупать бесплатные мероприятия полностью, но тогда коммерческих мероприятий станет 90%. Поэтому я систематически дотирую Зеленый Театр», — отметил он.

Егор Гребенников подчеркивает, что планирует выкупить Театр, если владельцы согласятся его продать и поэтому он думает над краудфандингом.

«Психологически тяжело инвестировать в площадку в условиях неопределенности. Договор на аренду Зеленого театра продлевается каждый год только на год. Я взял неадекватный моему уровню доходов темп инвестиций. На все социально значимые проекты я трачу около 900 тыс. долл. в год. Это существенно больше, чем может себе позволить моя весовая категория бизнеса. Это заставляет активнее развивать основной портовый бизнес. Это произошло постепенно и незаметно, но я не жалею. Мои проекты финансируются только мной, иногда я делаю что-то совместно с иностранными фондами, например, с международным фондом Видродження, который является частью сети фондов, основанной Джорджем Соросом», — подчеркивает Егор.

Как отмечает бизнесмен, импакт-инвесторы находят ниши, где государство не может помочь быстро и показывают, как можно сделать, используя лучшие мировые практики, задают тренд и планку. Именно так получилось с Зеленым Театром: после его открытия в Одессе при участии государства построили Стамбульский парк, реставрируют Греческий. Вообще же, говорит Егор, зависимость импакт-инвестирования от государства огромная. Многие проекты в сфере городской среды не смогут стать реальностью, если нет разрешительной системы и инфраструктуры государства. Но и ни один украинский импакт-инвестор не сможет заместить целые институции, финансируемые из госбюджета.

«Почему я всем этим занимаюсь? В подростковом возрасте многим свойственен нигилизм, и я не был исключением. Лет с 13-ти мучил родителей отрицанием общественных устоев. Доказывал, что все вокруг не так, как надо, можно нам всем быть подобрее, и жить получше и дружнее. Честно говоря, так до сих пор и считаю. Я бы хотел, чтобы ImpactHub зависел не только от меня и моего уровня доходов и даже от того жив ли я», — отметил Егор Гребенников.

Фото: личный архив Гребенникова и Impact Hub Odessa

   
 

Наш       

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56