Лучший фильм Недели испанского кино в Одессе
В кинотеатре «Родина» состоялась «Неделя испанского кино». На суд одесситов вынесли пятерку фильмов, отмеченных на различных международных кинофестивалях. Программа на любой вкус: парочка триллеров, анимация, фантастика и потрясающая драма – «Они продают даже дождь», которая, по мнению нашей редакции, заслуживает самых высоких оценок среди остальных четырех кинолент . Именно этот фильм от единственной женщины режиссера Исиар Больяин и закрыл жаркую неделю кинопоказов из страны корриды и сиесты.
Исиар Больяин – уроженка Мадрида. Актриса, сценарист и режиссер. Свой первый полнометражный фильм «Привет, ты одна?» презентовала в 1995 году. С тех пор ее фамилия практически не исчезает из перечня номинантов/лауреатов испанской киноакадемии.
Драма «Они продают даже дождь» получила 13 номинаций на премию Гойа, приз зрительских симпатий за лучший художественный фильм Берлинского кинофестиваля, приз зрительских симпатий от Европейской киноакадемии и вошла в лонг-лист Оскара за лучший фильм на иностранном языке.
По сюжету съемочная группа приезжает в Боливию (город Кочабамба) снимать фильм о Христофоре Колумбе. Однако снимая ленту, повествующую об испанской колонизации Южной Америки, киношники сталкиваются с похожей ситуацией в жизни – правительство «ставит на колени» коренных жителей – потомков индейцев кечуа.
Эту историю Исиар не выдумала. В 1999 году Всемирный банк и Нидерландская компания приватизировали систему водоснабжения и подняли до предела цены на воду. Местным жителям запретили собирать дождевую воду, из-за чего произошла серия массовых протестов.
Эти два сюжета переплетаются в единую картину. Если во времена Колумба индейцы лишались головы за золото, то в наши дни этим золотом стала дождевая вода.
«Зарабатывая 2 доллара в неделю, люди не могут отдавать 300 в год за дождевую воду», — говорит один из героев ленты. Нет, не могут. Начинается кровопролитная война, которую в обоих фильмах начинает колоритный индеец Даниэль (Карлос Адувири), отобранный съемочной группой во время кастинга в Боливии.
На протяжении всего фильма зритель видит, как меняются герои фильма. Кого-то ситуация меняет в лучшую сторону, кого-то – в худшую. Режиссер фильма Себастьян (Гаэль Гарсия Берналь) не замечает всей парадоксальности ситуации, в которую попал. Он и скуповатый продюсер фильма Коста (Луис Тосар) приехали снимать фильм о героическом поступке индейцев, но сами ведут себя не лучше конкистадоров. За гроши, подкинутые киношниками, индейцы готовы на все, даже рискнуть собственной жизнью, устанавливая декорации.
«Люди не могут столько платить за воду», — говорит Себастьян местному правителю. – «Но ведь и вы не подняли им оплату», — намекают ему в ответ.
Ушатом той спасительной ледяной воды для него становится фраза Даниэля: «Себастьян, в жизни есть вещи важнее твоего фильма!». Да, есть. Это – собственная жизнь, свобода и права. Мысль о том, что «они такие же люди, как и мы» отныне не дает покоя Себастьяну и Косте.
Актер, играющий роль Бартоломе де лас Касаса – священника, который боролся против уничтожения коренного населения Америки испанскими колонистами, с первой же боливийской забастовкой умоляет разрешить ему покинуть съемочную площадку.
Не меняется лишь Даниэль, ведь единственное, что он умеет делать это «выживать в этой жизни». Со времен Колумба прошло 500 лет, но в его жизни ничего не изменилось, его по-прежнему грабят и уничтожают.
«Что ты будешь теперь делать, Коста? – Не знаю. А ты? – А я выживать».
Он одинаково отважно противостоит конкистадорам в фильме и продажным властям в жизни. Именно его внутренняя сила меняет характер Косты, который, рискуя собственной жизнью, спасает дочь индейца.
В конце фильма Даниэль делает Косте подарок – символический пузырек воды, за которую пролил кровь, но которую готов отдать за спасение собственной дочери. Отдать, а потом снова бороться за себя, своих близких и свои права.
Марианна ПОДЯ