Могучий Миша Майский выступил на закрытии фестиваля Odessa Classics

Могучий Миша Майский, выступил завершающим аккордом музыкального фестиваля. Его выступление оправдало, по самому высокому счету, не только большие ожидания слушателей, но и имидж фестиваля, где за основу – это прежде всего Топ уровень музыкальных звезд на классической сцене.

Выдающийся виолончелист современности Миша Майский обладает уникальной судьбой и захватывающей биографией. Всемирная слава, красавица-жена и шестеро прекрасных детей.

«Я стал играть на виолончели, потому что моя сестра начинала как пианистка, а мой брат был скрипачом. Это было естественное решение для семейного трио. Но трио в итоге не случилось, но зато моя мечта иметь семейное трио с моими детьми осуществилась», – рассказывает о себе Михаил.

Именно с семейным трио, где Миша Майский (виолончель), Лили Майски (фортепиано), Саша Майский (скрипка) приехал к нам на фестиваль.

В первом отделении прозвучали:

Рахманинов, для виолончели и фортепиано.
1. Прелюдия, оп. 23 №10
2. «Тебя так любят все», оп. 14 №6
3. «Как мне больно», оп. 21 №12
4. «Не пой, красавица, при мне», оп. 4 №4
5. «Здесь хорошо», оп. 21 №7
6. «Вокализ», оп. 34 №14
7. «Сумерки», оп. 21 №3
8. «Мелодия», оп.3 №3
9. «Элегия», оп 3 №1

«Я выбирал пьесы и романсы которые, на мой взгляд очень подходят для виолончели. Я записал целый диск Рахманинова. Что касается транскрипций, я считаю, что самая лучшая транскрипция, это та- которая оставляет оригинал не тронутым. Когда речь идет о гениальной музыки, улучшить ее невозможно. Поэтому я играю по оригиналу – романсы, просто без слов. Когда музыка настолько выразительна, то слова, в общем, не обязательны».

Как мало нужны музыки слова, особенно когда у тебя говорящая виолончель. Ни на что не похожая манера игры Майского, в буквальном смысле залила все пространство безбрежной поэзией. Сочетание сильных эмоций с глубоким пониманием архитектуры звука. Не упуская ни малейшей мысли и оттенка.

Обе партии исполнены с блеском и хорошо соединяются вместе. Виолончель вполне может соперничать с голосом, вот только до конца не ясно, с женским или мужским. Ведь на русском виолончель – женского рода, а на итальянском – мужского. В некоторых романсах образуется такой замечательный ансамбль. Это не аккомпанемент одной партии другой, а дуэт. Иногда рояль даже оказывался ведущим. Да, как сказал Гоффман, «Музыка начинается там, где заканчиваются слова».

Во втором отделении, к дуэту присоединился сын Саша (скрипка), втроем они исполнили Чайковского – Трио «Памяти великого художника».

Создание трио “Памяти великого художника” – это памятник дружбе двух больших музыкантов: П.И.Чайковского и Н.Г Рубинштейна. Сочинение Чайковского посвящено памяти его безвременно ушедшего друга и наставника. Впоследствии памяти Чайковского напишет своё Элегическое трио молодой Рахманинов. Так что любая программа выстроена не случайно, и имеет между собой некую связь.

Любопытно, что на создание Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, его натолкнула Надежда фон Мекк, та самая покровительница и близкий друг П.И. Чайковского, с которой он состоял в переписке более десяти лет.

В своем письме к ней, Петр Ильич говорит: «в своем ответе на это предложение, я высказал Вам откровенно мою антипатию к этой комбинации инструментов. И вдруг теперь, несмотря на эту антипатию, я задумал испытать себя в этом, еще не затронутом мной роде музыки. У меня уже написано начало трио, кончу ли его, удачно ли выйдет – не знаю, – но мне очень хотелось бы удачно кончить начатое… Не скрою от вас, что мне приходится делать над собой усилие, чтобы укладывать свои музыкальные мысли в новую, непривычную форму. Но хочу выйти победителем из всех трудностей, и постоянная мысль, что Вы будете довольны, ободряет и вдохновляет меня”.

Конечно же, в истории есть очень знаменитые трио, которые исполняли это произведения, среди них – Святослав Рихтер, Олег Коган, Наталья Гутман, или более современное Ланг Ланг, Вадим Репин, и Миша Майский.

И пускай исполнение, отличаются друг от друга, но оно не менее потрясающе. Маэстро с таким необсуждаемым авторитетов ведет за собой всех участников, что от огромной грусти перехватывает дыхание.

Самый везучий виолончелист в мире, по крайней мере, единственный, которому посчастливилось учиться у двух лучших виолончелистов в мире, таких как – Мстислав Ростропович и Григорий Пятигорский. Оба были гиганты во всех смыслах – и как виолончелисты, и как музыканты, и как личности, с которыми у него сложились особенные отношения.

Но на данный момент, самая большая гордость для виолончелиста, – это его дети. Маэстро их просто обожает, и души в них не чает, и говорить о них может часами — в прямом смысле слова.

Миша Майский с супругой Эвелин Де Сильва.

Пока двое старших были на сцене, двое самых маленьких ждали возвращения родителей в отеле, что через дорогу от филармонии. На вопрос, где же еще двое, Михаил рассказал, что они вынуждены были остаться, так как сейчас идет подготовка к экзаменам в музыкальной школе, они тоже немного играют на рояле. И потом добавил, что « дети – это лучшее, что я умею делать!»

Нам очень повезло, услышать, как звучит Миша Майский. Мы столкнулись с музыкантом – классиком своего времени. Играет он свободно, но это уже скорее ретро.

Майский говорит, о том, что это его первый приезд в Одессу, но он очень надеется, что не последний. Очарован нашей публикой, говорит, что она Замечательная6 «Я очень рад!».

   
 




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56