На одесской сцене показали жизнь поджигателя храма Артемиды

Пьесу Григория Горина «Забыть Герострата» на одесском театральном фестивале МОЛОКО в Одесском культурном центре представил Днепропетровский драматический молодежный театр «Верим». История стара как мир, события разворачиваются в 365 г. до н.э., но по — прежнему находят свою актуальность.
Чтобы отставить след в истории, Герострат, мелкий торговец, решает поджечь величественное сооружение храм Артемиды, который строили сто двадцать лет. Храм был настолько великолепным, что его внесли в число семи чудес света. В итоге, как это ни печально, те, кто строил храм и восстанавливал его после сожжения – забыты.

«Часто одной только смелости мало, нужно еще и нахальство»

Пьеса Григория Горина «Забыть Герострата» — это вольное и обдуманное изложение того, что же могло произойти, и чего же хотел Герострат на самом деле, сжигая храм Артемиды. Вопрос о том, почему люди любят и помнят не тех, кто этого действительно заслуживает, а всяких подлых и наглых негодяев. Что же несет в себе попытка забыть человека, который во что бы то ни стало решил доказать, что «гораздо сильнее воли богов — человеческая наглость»? И самое страшное, что он оказался прав.

На авансцене — Человек будущего.

Человек театра: «Как это просто, перелистывая страницы истории, расставить по местам все даты и события, объяснить: кто прав, кто виноват. Жизнь кажется предельно четкой и понятной. Но стоит на минуту сделаться современником этих дат и событий, как сразу понимаешь, насколько все было сложней и запутанней».

Герострат сидит в тюрьме. Его дело передано суду, но он не думает о смерти. Все жители города одержимы мрачной решимостью покарать злодея, однако, постепенно их решимость куда-то исчезает. А Герострат, тем временем не думает о смерти, он мечтает о славе, память в веках ему важнее небытия. Не веря в справедливость, он надеется на свою находчивость и наглость. Уже в начале спектакля ничтожность Герострата подчеркивается наготой его совсем немощного тела, в котором живет душа преступника и разрушителя.

Герострат в исполнении Тараса Шевченко виртуозно умен и циничен, он хорошо знаком с тщеславием и алчностью толпы, которой несложно управлять. Проходимец и виртуоз Герострат играючи добивается обожания толпы, которая еще недавно желала его смерти. Как праведники, легко превращаются в корыстных и подлых людей, нащупав свою личную выгоду.

Тюремщик (Тимур Низамеев) и жрицы сгоревшего храма — главные представители толпы обывателей Эфеса. Желание наживы на дармовщину, глупость и слепая вера — то малое, что можно разглядеть при первом знакомстве с ними.

Так же и происходит с ростовщиком Крисиппом (Максим Ряпулов). Во имя собственной наживы, он покупает мемуары у Герострата, ибо «Записки поджигателя храма Артемиды Эфесской», размножив их, сулят большой доход. В результате, ростовщик снабжает Герострата деньгами, распространяет писания, тем самым нарушая закон и создавая поклонников и последователей поджигателя.

Жалкий и глуповатый повелитель Эфеса Тиссаферн (Владимир Косоног), поглощающий еду, когда начинает нервничать, в сущности, пародирует в комедийном формате безвольных, ленивых властителей и подкаблучников. Именно в таком ироничном портрете, Тиссаферн очень симпатичен зрителю.

По жажде славы с Геростратом может состязаться лишь тщеславная и красивая Климентина (Катерина Слюсарь), жена повелителя Эфеса. Её красота – воспета поэтами и прославлена художниками, но ей этого недостаточно. Желая остаться в истории, Клементина, выдумывает легенду, о том, что Герострат поджег храм, из-за неразделенной любви к ней.

Из всех героев, который действует по закону и совести, как ни странно, верховный судья Эфеса, Клеон (Владислав Петров). Фанатично выполняя свои обязанности, слуга народа не позволяет толпе вершить самосуд, при этом он искренне желает Герострату смерти, и кажется, готов отдать жизнь за правосудие.

Постановка театра «Верим», очень бережно сохранила психологию автора, проиллюстрировав не только иронию взаимоотношений характеров персонажей, но и трагизм и масштаб преступления Герострата и ему подобных.

Олеся Баглюкова
Фото автора.

   
 

Наш       

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56