Опыт Финляндии для Одессы: как устроены школы

Станислав Дрогаев сооснователь “Лабораторії освітніх змін” в Impact Hub Odessa побывал в образовательной экспедиции в Финляндию. Пять дней в компании группы учителей, директоров и эдукаторов со всей Украины он исследовал феномен финского образования. Свои выводы Станислав изложил специально для Культурометра.

Доверие – фундамент финского образования

В семидесятых годах прошлого века Финляндия была бедной страной. В те далекие годы благополучие ребенка выбрали основным приоритетом страны. Все политические силы и граждане согласились с этим приоритетом. На то время до 20% детей регулярно пропускали школу. Чтобы дети ходили в школу, достаточно было просто обеспечить один бесплатный горячий обед в школе.

Доверие и ответственность – ядро всех отношений в Финляндии. Не только в школах, везде. Даже библиотека, в которой мы провели полдня, по выходным работает в режиме самообслуживания. Тут просто нет сотрудников по воскресеньям, а двери открыты для всех.

В стране почти нет преступности. Во время одного эксперимента, из 10 оставленных в людных местах кошельков 9 осталось на месте. И украл единственный кошелек – не финн.

Проверок в школах просто нет. Финские родители верят, что учителя делают лучшее из того, что могут. А учителя верят, что дети хотят учиться и выкладываются по полной. В результате никто никого не боится.
Бывает, что ученики нарушают общие правила. Когда ученик получает 6 замечаний, учителя звонят родителям. 12 – учитель приглашает ученика и они вместе звонят родителям. 18 – приглашают родителей в школу.

Все школы одинаково хорошие

Большинство финских детей ходят в школу пешком. Это потому, что они учатся в ближайшей к дому школе и путь занимает не больше двадцати минут медленным шагом. Все школы действительно одинаково хороши.

На одного ребенка в школе выделяется от 7 до 23 тысяч евро в год. Затраты зависят от особенностей региона. На севере Финляндии условия жизни тяжелее, поэтому зарплаты у учителей выше. Главное для государства – чтобы все дети имели равный доступ к качественному образованию, вне зависимости от стоимости для муниципалитета и прочих условий.

Раньше каждые десять лет на национальном уровне пересматривали учебный план, теперь это происходит гораздо чаще – раз в три года. Родители, учителя, эксперты и ученики обговаривают изменения. После обсуждения школы утверждают свои школьные учебные планы, построенные на основе общенационального плана, но с учётом особенностей конкретной школы.

Школьный менеджмент. Демократия на примере школы

Все бытовые проблемы со школы сняты – питание, ремонты и все, что не связано с образованием. За это отвечает муниципалитет или внешние компании. Школа и ее директор сконцентрированы только на обучении.

В управлении школой участвуют административная команда, наблюдательный совет, родительский комитет, школьный парламент и группа благополучия учеников.

Наблюдательный совет школы состоит из 4 родителей, избранных родителями района, 2 учителей и 2 учеников. Он собирается 4 раза в год. Директор отчитывается перед советом о достигнутых результатах и расходах. Родительский комитет – больше для веселья, чем для работы. Они вовлекают всех родителей в школьные активности.

Школьный парламент решает волнующие учеников проблемы, используя инструмент петиций. 20 членов парламента избираются голосованием.
Группа благополучия учеников состоит из соцработника, психолога, директора и школьного помощника. Раз в 2 недели эта группа встречается для обсуждения ситуации в школе. Например, помогают определить стратегии помощи отстающим ученикам или разрабатывают физические активности для переменок.

Административная команда – молодые учителя, которые составляют предметный и педагогический комитет. Например, они разрабатывают дорожную карту внедрения ИКТ или школьный учебный план.

Каждый год комитеты опрашивают всех учеников и узнают что им важно, или что хочется изменить. На основе результатов школа разрабатывает план изменений с ответственными и сроками. Обычно в нем 4 пункта. Этот документ очень похож на грантовую заявку. В конце года обязательно проходит презентация достижений.

Как готовят финских учителей

Быть учителем в Финляндии почётно. Дело не в зарплате – она на уровне средних зарплат по стране. Дело в отношении к учительской профессии вообще. Показательно что на педагогические факультеты конкурс составляет десять человек на одно место. Некоторые поступают с третьей попытки. А исключают студентов при таком отборе крайне редко.

Обучение отличается от украинского. У студентов педагогических специальностей много практики и полевых исследований. За время обучения команды студентов успевают глубоко исследовать несколько заинтересовавших феноменов в своей группе. Это могут быть опоздания на занятия или постоянное “залипание” в телефоне. Студенты учатся исследовать феномен с разных сторон. Психологические, социологические и дидактические теории – инструменты для исследования. Когда молодые учителя попадут в школы, они продолжат исследовать происходящее на уроках, но уже со своими учениками. Таким образом, гарантируется постоянная модернизация учебного плана и образовательного пространства. И нет нужды в институтах повышения квалификации учителей, как в Украине.

Студенты учатся вместе планировать и проводить уроки, что в будущем поможет строить интегрированные курсы. Например, золотое сечение можно изучать и на уроках математики, и на рисовании и даже истории. Материал, завязанный на одной общей теме, воспринимается и запоминается учениками намного лучше. А ученики видят пример сотрудничающих взрослых.

Электронный журнал для всех

WILMA – электронная система для учителей, учеников и родителей.
Это полная замена классных журналов, да и всей отчётности. Тут можно: проходить онлайн тестирования, выставлять оценки, планировать занятия и всю деятельность учителей, оставлять сообщения для родителей и учеников, выдавать домашние задания и даже рассаживать учеников.

Такая система позволяет всем видеть свободные классы и занятость учителей.
Родители могут отправить сообщения о поездках с детьми во время учебного процесса. Так они отпрашивают детей из школы. Обычно это поездки до 3 дней, их утверждает учитель. Директор утверждает только отсутствие учеников на срок дольше 3 дней. В электронной системе согласованное отсутствие отмечается зеленым цветом, без уведомления – красным, с уведомлением, но без утверждения – оранжевым.

Учителя могут оставлять комментарии для учеников и родителей по каждому уроку. В этой системе прописывается программа поддержки для учеников с особыми образовательными потребностями.

Профессиональное обучение

После окончания школы около 46% выпускников продолжают обучение в местных аналогах ПТУ. Финское ПТУ – это не только учебный центр, тут создаются компании и много сотрудничают с уже действующим бизнесом.

В одном учебном заведении учатся 10 тысяч студентов. И взрослые и молодежь обучаются вместе ради получения профессии. Еще 30 тысяч учатся на коротких курсах. Это часть стратегии обучения на протяжении всей жизни.

Здание ОМНИА построено 10 лет назад при участии местного бизнеса и исходя из запросов бизнеса. Есть столовая и ресторан на территории учебного корпуса. В нем работают студенты при поддержки супервизоров-преподавателей. В ресторане можно встретить бизнесменов, они выделяются костюмами и галстуками.

Есть магазин, в котором продаются изделия произведенные студентами в мастерских.

С первого года студенты факультета домостроительства производят небольшие модели домов. Есть и деревянные и кирпичные и бетонные конструкции. Здесь учат еще и сварочным работам. Все обучение основано на практических навыках. Экзамены только практические.

На втором году обучения студентов строят настоящий жилой дом на собственной строительной площадке учебного заведения. В начале учебного года в мастерских и на дворовой строительной площадке пусто. К концу года во дворе стоит построенный студентами дом, который позже снесут сами же студенты.

На третьем году студенты работают в реальных строительных компаниях. Помимо этого, каждый год студенты 10 недель работают в компаниях. Это способ обеспечить соответствие навыков запросам рынка. Можно получить дополнительные дипломы водопроводчиков, электриков и другие.
ПТУ покупает землю у города, потом строит на ней дома, продает их через риэлторскую компанию и снова покупает новую землю. Студенты получают Навыки, а местное ПТУ- деньги.

Ранее с 8:00 до 15:00 учились молодые студенты, а с 15:00 до 21:00 – взрослые. Теперь каждый выбирает удобное время, а группы смешанные. Эффективнее, когда идет обмен опытом между поколениями. Молодёжь учит зрелых студентов цифровым технологиям, а те взамен консультируют по вопросам трудоустройства и просто делятся опытом.

После окончания обучения, студенты могут:
– Идти работать (через 3 года получают первый квалификационный уровень, высший – через 5)
– Поступить в университет
– Поступить в политехнический институт.

Каждый месяц муниципалитет вместе с руководством ПТУ и предпринимателями обсуждают проблемы и перспективы развития региона. У Омниа заключены договора с 4000 кампаний.

Опыт Финляндии показывает, что отказ от лишних контроля, бюрократии и перегруженности программ и фокус на сотрудничестве, ответственности и равноправии способны привести к фантастическим результатам и создать общество всеобщего благополучия.

Поездка состоялась благодаря главе Одесской областной государственной администрации Максиму Степанову и команде EdCamp Ukraine.

Больше о финском образовании Станислав Дрогаев и Марина Гончаренко расскажут 22-го декабря в 18:30  в Impact Hub Odessa. За вход готовьте 70 грн, обязательна предварительная регистрация.

Станислав Дрогаев

Добавить комментарий

   
 




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56