В Художественном музее — первая выставка с новым директором
В Одесском художественном музее открылась первая выставка с новым директором — «Анатомия». Александр Ройтбурд пригласил известную украинскую художницу Владу Ралко. Судя по картинкам, которые выдал Гугл на запрос по фамилии художницы: оторванные головы, внутренние органы наружу, пораженные целлюлитом тела — Ройтбурд решил обойтись без анестезии. Культурометр с особенным интересом отправился на открытие выставки 28 апреля.
Несмотря на название «Анатомия», в Одессе показали работы из разных циклов, в частности «Резерв», «Военный санаторий» и другие. Первую экскурсию, для журналистов и искусствоведов, вела сама художница Влада Ралко. На открытии она призналась, что многие свои работы уже давно сама не видела, потому что они «хранились в мастерской», а созданы были в начале 2000-х.
На полотнах — оторванные головы, внутренние органы крупным планом, скелеты, все оттенки розово-красного-коричневого, силуэты, рулоны, куклы без рук и ног. До анатомического идеала на картинах далеко, местами краска стекает, словно работу не досушили, а быстро повесили.
В историях Влады Радко эти картины оживают и превращаются из ассоциативно-символических изображений во вполне понятные проблемы современности. Например, близнецы, раздирающие обнаженные груди безголовой женщины, — центральный квадриптих выставки, — это, со слов Влады, к вопросу выбора.
Относительно привычная картина — похожая на иллюстрацию к кухонным книгам, действительно ими и навеяна. Влада рассказала, что на этой картине человек в халате без лица — это нарицательное, а халат кухарки как униформу стоит понимать шире, как любую униформу, например, полицейскую, врачебную, армейскую.
Женщины-сиамские близнецы с голым черепом вместо второй головы — это отсылка к классическому сюжету «Девушка и смерть». Здесь Влада рисовала взаимосвязь и особую смертность женского тела. Толстая фигура с многочисленными жировыми складками и черепом вместо головы — это смерть. А женщина, появляющаяся из живота этой женщины сквозь кровавую рану, крепко сжимающая голубой череп — это, собственно, девушка.
В белом рулоне, типичном для кухни, Влада видит заложника — одновременно бесправную и могущественную фигуру. В аллюзии на тело с ожирением и проймами вместо рук, ног и головы — ватную куклу, которую используют для полицейских экспериментов, воспроизводя тяжелые преступления и которой «нравится, что с ней делают». К сожалению, на табличках к картинам не описаны все эти истории, изложены только названия, серии и год создания, на украинском и английском языках. А на входе на саму выставку висит плакат с размышлениями Влады об анатомии человека и ее отражении в искусстве.
Среди украинских художников Влада Ралко — в числе лидеров: эксперты высоко ценят ее экспрессивность, работу с цветом и причисляют к наиболее значимым украинским мастерам. Влада — участница авторитетных международных и национальных выставок современного искусства. В 2001 получила премию Всеукраинского триеналле живописи.
Куратор выставки Мария Целоева назвала экспозицию «Шансом для Одессы». Свое впечатление о первой выставке в художественном музее с новым директором можно составить до 23 мая.