Премьера в Доме с Ангелом: Айболит против Бармалея

24 июня в Одессе состоялась замечательная, но мало кем замеченная театральная премьера, на которую я шла, боясь и радуясь, потому что трепетно отношусь к авторам и всему тому, что они делают. Премьера состоялась на 5-м этаже Дома с Ангелом. Спектакль назывался «Айболит против Бармалея». Актеров знают, пожалуй, только родные и близкие – те, кто работает в этом самом здании, в Детском реабилитационном центре им. Бориса Литвака.

Особенность постановки – в семейности труппы. Это дети-пациенты с двигательными проблемами и мамы – тоже с проблемами, но, скорее, эмоциональными и психологическими. Этим семьям в нашем мире трудно: нет безбарьерной среды, нет должного соцобеспечения, доступной повсеместной реабилитации, принятия в обществе и много еще чего нет, без чего и здоровым-то обходиться подчас трудно, а уж инвалидам – тем более.

В Доме с Ангелом арт-терапии отводят ничуть не меньшее место, нежели медицинским манипуляциям и физионазначениям. Когда был жив клоун Ник – Николай Иванович Калошин – здесь проводились цирковые представления, во время которых дети расслаблялись, снимались психологические и физические зажимы, и искалеченные болезнью тела получали бОльшие возможности, чем в обычной жизни. Об эмоциональной составляющей такой терапии и говорить не приходится: ребенок, совершающий преодоление и получающий за это еще и всеобщее одобрение, обретает почти в прямом смысле крылья за спиной.

А за цирком последовал театр. Маленькие пациенты из спектакля в спектакль помогали профессиональным актерам находить и наказывать Зло и активно участвовали в поисках Добра, которое всенепременно побеждало. Это тоже подсознательная ориентация на веру в себя и успех преодоления. Но при таком раскладе дети участвовали, как «массовка»: основные актеры-«затейники» в нужном месте организовывали ребятню, подводили к необходимым действиям и на этом, пожалуй, «роль» и завершалась. И вот пришло время семейного театра, где и мамам, и детям пришлось учить слова и мизансцены, исполнять сразу несколько ролей, менять костюмы и характеры и при этом ничего не путать, больше часа выглядеть раскованно и правдоподобно, будь ты хоть обезьянка, хоть Бармалей. Еще одна особенность постановки – дети-актеры впервые взаимодействуют с залом, со зрителем, с себе подобными и их родителями.

Режиссер спектакля и театра Фауст Миндлин верен установившимся в этих стенах традициям: главное – дать ребенку возможность переключиться, поверить в себя-Победителя. А для родителей это тоже шанс не только эмоциональное расслабиться, но и уверовать в уникальность и способности своего ребенка.

– Когда мамы видят, как влияет на других детей театр и арт-терапия, как дети идут на выздоровление, это дает шанс поверить, что и их дети это смогут сделать, – убежден режиссер-постановщик.

– Долго готовился спектакль? – спрашиваю я Фауста, когда все участники, что называется, «выдохнули».

– Как сказать… Они же то болели по очереди, то еще что… Потом Боречка (Борис Литвак, – авт.) ушел… А хотели успеть… он мечтал. Больше года упирался, бывало, и в выходные собирал их в Центре…

– Ты – Подвижник. Впрочем, как и все вы здесь.

– Не ругайся. Бестактно говорить горбатому о горбе, – парирует Фауст.

И, тем не менее, подвижничество – вот то, что безошибочно угадывал Борис Давыдович в каждом из претендентов на ставки в этом учреждении. Через два с половиной месяца после его трагического ухода, аккурат в день премьеры семейного театра, Центр снова обрел главу правления Фонда «Будущее». Им стала главврач Вероника Михайленко. Так что у Дома с Ангелом накануне каникул появился двойной повод для надежд.

Фауст Миндлин, сразу же после премьеры забыв про все репетиционные нервы, холоймесы и авралы, сопровождавшие подготовку спектакля, с нежным пиететом перечисляет своих «по жизни волшебниц» – мам, сыгравших Волшебниц в нынешней версии «Айболита против Бармалея»: Екатерина Крушельницкая, Елена Доценко, Инна Тульчинская, Виктория Алексеева.

– Катя играет еще Маму-свинку, Туземку, Тянитолкая, ну и маму Чичи. Лена – мама Айболита и Туземка; Инна – мама Бармалея, Пират, Тянитолкай; Вика – мама Аввы, Зебра, Туземка, Тянитолкай. Дети Центра – Светлячки, Дельфины, Обезьянки. Наши артисты: Леня Тульчинский – Бармалей, Шарманщик, Попугай; Эдик Ершов – Айболит и Туземец; Валерия Сорока-Крушельницкая – Чичи и Туземка; Лиза Никифорова – Авва и Туземка. Вроде никого не забыл? Ой! Лера же еще и Поросёнок! И Бабочка! И Кролик! – с любовью перечисляет ипостаси своих маленьких подопечных режиссер спектакля.

У него уже «голова болит за осень». Останутся ли у актеров с таким трудом приобретенные навыки после каникул? Ведь в планах этого семейного театра – фестивальные гастроли. Пока что они посматривают по традиции лишь в одну сторону: на Москву. В 2012 году Театр-студия арт-терапии Центра получила в Москве на Международном фестивале для людей с ограниченными возможностями «Нить Ариадны» приз зрительских симпатий за спектакль В. Поспишилова «Прыгающая принцесса». На весомом международном фестивале это был единственный коллектив из стран СНГ. В нынешнем году москвичи снова зовут одесситов к себе. Приглашали наших студийцев и в Фонд Спивакова, но артисты отказали: «Нечего пиариться на наших детях». А вот «Нить Ариадны» – тема открытая.

Печатается с сокращениями.

Материал “Ять. Клуб журналистов”

 

Читайте новости Культурометра в Telegram, Instagram и Facebook.

Добавить комментарий

  

Культурометр в Instagram

 
 
 
 

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ


 
 
 
2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56