Теперь в Одессе можно совершить путешествие во времени (фото)
Это работа московского режиссера Татьяны Борисовой совместно с труппой Украинского театра. За все время на сцене актеры не говорят ни слова, только поют и танцуют. Зато как! О любви и эпохе без слов – только с помощью жестов, танцев, костюмов и музыки.
На сцене небольшая площадка с эстрадой – такие еще можно увидеть в парке Шевченко или Дюковском. На площадке — столики, на эстраде несколько инструментов, появляется немолодой официант, зажигает свет, выходят ничем не примечательные, совершенно обычные мужчины и женщины, скрываются в «волшебных будках» и… начинается действо. По задумке спектакль охватывает огромный период времени, почти весь XX век с 20-х по 90-е годы. А действие происходит на простой концертной площадке в городском парке. И вот к воображаемым зеркалам возле «ресторанчика» выходят женщины, каждая из них оглядывает себя, поправляет одежду, возмущенно смотрит на более красивую соседку – такие разные и в тоже время типичные. С первых минут виден характер: одна повертелась перед зеркалом, подравняла брови, подтянула чулок под неприлично коротким для того времени платьем, другая в пиджаке и строгой юбке лишь одернула воротник, следующая в роскошном платье достала длинный мундштук…
Выходят мужчины: кто-то рассеянно пытается втиснуться, кто-то стеснительно приглаживает волосы, кто-то широкими наглыми движениями подкуривает сигарету. И вот они выходят в зал, играет музыка, и каждый приглашает «свою» даму.
Музыка в спектакле точно соответствует времени, как и костюмы. В 20-х играет легкий джаз из граммофона, потом ближе к 40-ым появляется патефон, а на площадке уже не танцуют, а делают зарядку, проводят соцсоревнования и маршируют. В военный период на скамейках одинокие грустные женщины, каждая ждет маленького письма, и снова все они разные – сильные и плачущие, ветреные и пугливые.
Затем в круговерти мелодий, костюмов и танцев появляются и исчезают День Победы, 50-е, 60-е, стиляги, хиппи, первые брейк-денсеры 90-х и даже гопники. Новая музыка, новые танцы, новая роль беседки. Вот после войны появляется кино, «ракушка» превращается в кинотеатр и вместе со зрителями мы «смотрим», а точнее, слушаем отрывки из фильмов того времени.
Интересно, что в постановке автор идеализирует советское время, противопоставляя его «разобщенности вкусов», пришедших с 90-ми.
«Про кохання без слів» нужно обязательно посмотреть тем, кто родился и вырос в прошлом веке, здесь каждый узнает себя, музыку своей молодости и вспомнит, как же это все было. Музыка действительно сыграла огромное значение в постановке, ведь для каждого времени свои вкусы, свои слова, да и зрители воспринимали каждую песню, словно сами были на сцене. В зале то хлопали, то слегка пританцовывали в креслах, то подпевали, то утирали слезу.
Диана Петрова
Фото: Николай Вдовенко