В Одессе показали тюремную оперу

В Одессе состоялась премьера «ПЕНІТА.опера», которая реализовалась в рамках социального проекта «Довічно важливо».
Что такое «Довічно важливо»? Это проект — цель которого изменить взгляд на пожизненное заключение — повлияв путем социального театра как на специалистов, так и на общество. Европейский суд по правам человека осудил практику пожизненных приговоров, ведь «в Украине нет реальной перспективы освобождения от этого наказания».

Заручившись поддержкой двух серьезных правозащитных организаций — European Prison Litigation Network и ХПГ, – кураторы проекта подали от общественной организации «Театральная платформа» заявку на программу Culture Bridges — и выиграли грант.

Драматург и куратор проекта, Татьяна Куценко решила показать историю женщин, осужденных до конца жизни. Получив разрешение пенитенциарной службы (Державна кримінально-виконавча служба України) дважды съездила в Качановскую колонию: именно там отбывают наказание все пожизненно заключенные женщины. У четырех из них взяла интервью, и в результате написала первое в своей жизни либретто.

Почему все-таки опера? Авторы считаю, что такой жанр как опера сейчас вызывает большой интерес и является очень актуальным в мире.

Кроме того, именно опера больше всего подходит для поднятия болезненных тем. Ведь музыка способна говорить на разных языках, и может быть понятна всем, в том числе прототипам главных героинь.

В сюжете оперы лежат реальные истории четырех женщин, которые осуждены за убийства и в результате получили приговор пожизненное заключение. В странах, где нет смертной казни, пожизненное лишение свободы используется вместо нее как эквивалент и обычно применяется по тем же статьям, по которым ранее предусматривалась смертная казнь. Следует отметить, что во многих случаях приговор к пожизненному лишению свободы не означает, что осужденный действительно проведет всю оставшуюся жизнь в местах лишения свободы. По крайней мере, так происходит в цивилизованных странах, но не в Украине. В нашей стране, нет перспективы досрочного освобождения. Хорошо это или плохо, сложно сказать. Ведь если человек совершил тяжелое злодеяние, то, непременно, он должен понести соответствующие наказание. Вопрос только, имеет ли он право быть прощённым?

Еще Платон говорил, что наказание не должно быть направленным исключительно на причинение зла, оно должно делать осужденного лучшим или менее испорченным, а Томас Мор (1478–1535 гг.) в своей «Утопии» мечтал о том, чтобы наказание не было единственным средством влияния на преступников.

«ПЕНІТА.опера» — это история о том, что каждый человек имеет право на справедливое правосудие, ведь к сожалению, среди заключенных, довольно большой процент тех, чья степень вины вовсе не отвечает суровому приговору. В Украине не существует механизма исправления судебных ошибок. Это одна из проблем которую затрагивает драматург. Еще одна проблематика сюжета, это необходимость дойти до первопричин, где и когда произошел в жизни героинь судьбоносный поворот, который привел их в колонию.

На мой взгляд, стопроцентное попадание с выбором режиссера –постановщика. Несмотря на то, что для Макса Голенко ( художественный руководитель «Дикого театра») не существует запретных тем, он всегда с большим удовольствием говорит о пороках человеческой души, но в этой постановке, на удивление произошло все лояльно, без привычной крови и насилия, хотя по сюжету, это имело месту быть. Спектакль получился очень трогательным и даже красивым. Лаконичная сценография, по центру сцены вращающийся круг, откуда героини рассказывают свои судьбы, фигура как символ бесконечности и законченности, к тому же она служит для отображения непрерывности развития времени и их жизни. Ведь каждый день похож на предыдущий.

Музыку к опере написал Золтан Алмаши, украинский композитор и виолончелист. В опере задействован струнный квартет, где монолог каждой героини оттеняет каждый инструмент. Композитору удалось путем музыки передать драматизм либретто. Главные сольные арии раскрывают сюжет, характер и чувства героинь. Иногда между ариями вставлялись речитативы, ритмичные реплики, которые как нельзя лучше передавали бэкграунд героинь.

Живое исполнение и достойный вокал, делает постановку еще более привлекательной и профессиональной в этом жанре.

Щепетильная тема, о которой стоит говорить, ведь эти люди часть нашего с вами общества.

Несомненно, театр лучший гуманный советчик, ведь он воздействует на сознание с помощью эмоций, а это шанс взглянуть на некоторые вещи другими глазами.

Олеся Баглюкова

Фото: Алексей Товпыга/Фейсбук

   
 

Наш  

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56