SHA Odessa: как одесский бренд третий год одевает модниц со всего мира
Сегодня уже можно прожить на всем украинском: есть и где одеться, и что поесть. Конкуренция растет с каждым днем, как и требования покупателей к товарам. Как в таких условиях выживать и приобретать новых поклонников не только в Украине, но и зарубежом, в преддверии трехлетия бренда рассказала одна из основательниц SHA Odessa Елена Иванова. Культурометр расспросил одесситку во время подготовки бренда к новоселью в большом магазине на ул. Польская, 12.
— Елена, как все начиналось?
— Три года назад мы с мужем Александром Кириенко вместе с друзьями открыли бренд Sha Odessa совершенно случайно. Когда писали бизнес-план для другого проекта, нам порекомендовали на чем-то потренироваться. Решили в качестве котиков выбрать одежду. А тот проект канул в Лету.
— Откуда такое название — SHA Odessa?
Это самый любимый вопрос наших покупателей! Никак не запомню единую версию. (смеется) Но на самом деле все было достаточно неромантично. Мы устроили мозговой штурм с друзьями и придумали название: SHA good staff from Odessa. Начали делать логотип и полиграфию, оказалось это длинно и неудобно, сократили до SHA Odessa.
— Вашему детищу уже 3 года, расскажите, что самое сложное за эти годы вы пережили?
— Самая большая сложность в создании собственного бренда оказалась в том, что мы, по сути, не знали достоверно и не понимали, что же делать дальше на каждом этапе. У нас не было опыта в ведении бизнеса, наставника тоже не было. Вопросов больше, чем ответов. Хотя сказать, что нам никто не помогал, все же неверно. На этом трехлетнем пути жизнь нас сталкивала с неисправимыми оптимистами, профессионалами своего дела, которые делились, советовали и направляли. Например, на одной из первых своих ярмарок, я познакомилась с Яной Афанасьевой, она занималась итальянской одеждой и хотела разбавить ее украинским продуктом. Она многому научила нас по качеству одежды, по контролю работы, и это такой энерджайзер от которого невозможно не зарядиться. Или, когда у нас наступил некий творческий и деловой кризис, Саша пошел в Академию предпринимателей, обучение в которой дало сильный толчок к развитию. Нас вообще окружают прекрасные люди. Но, что самое важное нас все время поддерживали наши семьи и родители, без них бы мы не справились.
Было и немало казусов. Например, однажды нам пришлось разбирать футболки по размеру и пришивать бирки вручную. Невынутые булавки – вообще отдельная история. Наша приятельница купила любимому свитер. А мы накануне решали, что в нем изменить, закалывали, и так и вывесили в зал, забыли. Она купила его и увезла домой, в Лондон, прошла все контроли и металлоискатели самого охраняемого аэропорта мира, надела на любимого и… уколола его. Все закончилось хорошо, но насмеялись мы тогда.
К слову, ожиданий вначале особо не было, просто получали удовольствие от процесса. Только через полгода, когда хобби начало приносить деньги, мы уже стали строить планы и воплощать их осознанно.
— Как поменялась ваша жизнь за эти три года?
— Все перевернулось с ног на голову и обратно. Образ жизни и окружение поменялись. Мы не работаем с 9 до 6, мы в принципе не работаем, а занимаемся любимым делом. Недавно обратили внимание, что большинство друзей и знакомых тоже строят свой бизнес и развивают себя, сильно уменьшилось количество «белых воротничков» вокруг.
— Сейчас много новых украинских брендов, конкуренция высока, как вам удалось не только не затеряться, но и вырасти?
— Конкуренция сегодня действительно очень высока, когда мы начинали, 3 года назад, была волна патриотизма и «купуй своє». Сейчас люди уже не покупают просто сделанное в Украине, гораздо жестче стали требования к качеству и дизайну. Но это и правильно, это естественное развитие отрасли. Последний год новые бренды заходят на рынок с большими капиталами и маркетинговой стратегией, мы же начинали с 4000 грн. и изучали эту отрасль на ощупь. Мы делаем такую одежду, которая подходит для любого случая, работы и вечеринки, которую могут надеть 19-летние девушки и 45-летние женщины. Это нравится людям.
— Чем в SHA Odessa руководствуются при создании новых коллекций?
— А мы так и не научились создавать полноценные коллекции. Мы не живем в мире моды, скорее стремимся к fast fashion, разрабатываем по несколько новых моделей каждую неделю и сразу их запускаем. Одежду создаем такую, в которой сами готовы уехать прямо из цеха, не дожидаясь формальностей. Те, кто носят вещи SHA Odessa уже привыкли, что к ним подходят на улицах и спрашивают – где купить такую. Наши «Греческие» платья заставили поволноваться ньюйоркцев. А в Литве оценили джинсовые жилеты и кардиганы, европейцы вообще ценят в первую очередь качество ткани и пошива, удобство. Еще им важны цвета, в Вильнюсе, как оказалось, не носят ярких, предпочитают
«земные» цвета, по этому наши вещи там пришлись по вкусу
— Недавно вы открыли шоу-рум в Киеве. Как в столице?
— Если в трех словах: иначе, интересно, сложно. У нас магазин на Воздвиженке (Кожемяцкая, 12г), район волшебный, но пока мало проходимый. У киевлян совсем другой менталитет, они более требовательны к обслуживанию, в Одессе обычно приходят как в гости к старым друзьям, но в одежде вкусы в целом совпадают. Для нас в этом вопросе оказалось самым сложным наладить всё на расстоянии и собрать команду. Но мы работаем над этим и развиваемся.
— В Одессе вы переезжаете в фасадное стометровое помещение, какие планы?
— Честно говоря, мы планировали расширяться осенью, но нам сделали очень заманчивое, хотя не совсем своевременное предложение, мы подумали и рискнули. Прорвемся! Здесь площадь позволяет взять еще несколько брендов под крышу.
— Какие именно бренды вы будете брать?
— Мы хотим, чтобы зайдя в SHA Odessa, клиенты могли полностью собрать свой образ: от белья и духов до одежды, обуви и сумки. Самый первый и главный критерий – это made in Ukraine. Сейчас у нас есть женская одежда дизайнеров Pakhtusova и Grishko design, футболки брендов Mark J. Brash и Lucky Humanoid, мужские рубашки Garrt. Духи одесского парфюмера, Datura Parfums. Есть кожаные сумки, ремни и кошельки, значки, блокноты и много интересных мелочей.
— Уже в эту субботу, 17-го июня, Вы готовите грандиозное новоселье. Каким по-Вашему, должно быть новоселье SHA Odessa?
— Душевная атмосфера и прекрасный шоппинг, впрочем, как и каждый день с 12 до 21. На самом деле мы хотим встретить этот день с нашими клиентами, многие из них уже давно стали приятелями и друзьями. Будут шампанское, торт, фотограф, розыгрыши, скидки, шарики и много смеха. Приходите обязательно с 17 до 20 по адресу – ул. Польская, 12.
Беседовала: Оксана Маслова
Фото: Елена Иванова