Украинский театр представил премьеру немецкой драмы «Камень» Мариуса фон Майенбурга
Одесский академический музыкально-драматический театр имени В. Василько решился поставить пьесу представителя нового реализма в немецкой литературе — нашего современника. 8 и 10 мая в формате «зритель на сцене» одесситы могут познакомиться с творчеством современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Времени и памяти и их влиянию на сегодняшний день посвящен спектакль “Камень” по пьесе “Der Stein” (2008).
Мариуса фон Майенбурга неоднократно называли одним из самых ярких писателей конца ХХ – начала ХХІ века. Будущий драматург родился в столице Баварии Мюнхене (ФРГ) 21 февраля 1972 года, образование и признание получил в объединенном (после 1989 года) Берлине. Потрясающий успех у зрителей и критиков имела его пьеса 1997 года «Feuergesicht» («Пламенное лицо»), которую триумфально встретили в старом и новом мире (спектакли состоялись в Австрии, Великобритании, США, Японии, Австралии). С творчеством фон Майенбурга наш зритель мог познакомиться также благодаря фильмам Ученик (2016) и Паразиты в раю (2018).
Одесситы могут убедиться в таланте немецкого драматурга, тем более, что Наталья Сняданко блестяще справилась с переводом и адаптацией, а режиссер-постановщик Евгений Резниченко — мастерски использовал сложный материал и создал на его основе очередной шедевр: почти два часа зритель находится в напряжении, привлеченный и логос действа на сцене. Сама сцена – это что-то невероятное. Художница-постановщица Елена Штепура — по заветам Карла Лагерфельда использовала только три цвета: белый, красный и черный, но КАК! Символика цвета глубокая и эмоционально насыщенная – каждая лента, пуговица или нить играют вместе с актерами. Лаконичное оформление сцены, профессиональная игра со световыми эффектами, инновационная сценография – погружают нас в современное искусство и обретают в нем тысячелетний античный театр с его хором и богами из машины.
Заглавный герой пьесы — камень (Der Stein), но очевидно, что без блестящей игры живых актеров он бы оставался немой бессмысленной булыжной мостовой и не приобрел бы того разноцветного эмоционального смысла: от оберега до орудия убийства, от символа победы и любви к обь страха и ненависти. О нем можно сказать словами псалма: «Камень, который его бросили, во главу угла стал камнем». Но одновременно этот камень олицетворяет ложь и обман, окаменевший и утвердившийся от повторения, потому что правда слишком болезненна. Вторым по значению персонажем является обольщающее, теряющее, приобретающее, развращающее, гонящее, гонящее, привлекает, делает несчастными, сводящее с ума убийство хозяев. Белый дом, оставляя красные пятна на ладонях при прикосновении. Как отмечают критики, вне «мужского названия» пьеса женская и о женщинах — мужские персонажи в определенном смысле остаются «вне сцены».
Перед актерами стояла сложная задача: события разворачиваются в 1935, 1945, 1953, 1978 и 1993 годах, поэтому нужно сыграть людей всех возрастов, но зритель не найдет фальши в их игре. Аутентично звучит со сцены и украинский, и немецкий язык. Калейдоскопически и нелинейно развивается сюжет. Зрители в конце восторженно аплодируют стоячим.
Что касается сюжета, то он удивительно актуален для нас: это разговор о вине, памяти и семье, о присвоении воспоминаний, о сопротивлении обстоятельствам и конформизму, приспособлению, опыту войны, лжи и молчанию ради спокойствия, преступлениям ради тех, кому эти преступления не нужны (в конце концов все преступления оказываются бесполезными), конфликты поколений, умалчивание семейной истории и скелеты в шкафах, о погребенной под рододендронами сводящей с ума память.
Как жить дальше, когда, наконец, рассказываешь то, что скрывала всю жизнь? Как жить дальше, когда узнаешь, что от тебя скрывали? Билеты на спектакль — https://ukrteatr.odessa.ua/afisha/kamin.
Лоренц Маев.