В Одессе греческий режиссер устроит театральную лабораторию
3 июня в пространстве ТЕПЛО состоится творческая встреча с греческим режиссером, перформером и художественным руководителем театра “Атропос” Стаматисом Эфстатиу. Стаматис — создатель уникального театрального метода, путешественник и исследователь культур народов мира, их песенного и поэтического эпоса. В Одессе режиссер проведет семидневную театральную лабораторию. Культурометр расспросил Стаматиса о театре и лаборатории.
— В 2004 году Вы основали театр-лабораторию “Атропос”, в чем его особенность?
— Атропос — это одна из трех Мойр в греческой мифологии. Она разрезала нить жизни и вела человека в смерть, а дальше в неизвестность. В этом контексте, не зависимо от проекта, то, что мы делаем в театре “Атропос”, — это всегда прыжок в неизвестность. Процесс является приключением для всех участников, включая меня. Нужно быть решительным и чувствовать куда идти, чтобы избегать страха темноты.
— Почему считаете, что лучше чувствовать, а не знать? Современный человек больше сосредоточен на знании.
— Знание связано с прошлым. Чувствование — с настоящим моментом. Конечно, можно использовать научный подход в решении жизненных ситуаций, иногда нужно. Но это один уровень. Если человеку интересно идти дальше, ему нужно связываться с сердцем, избегать высокомерия ума. Ежи Гротовский считал, что произведение искусства должно рассматриваться, как Жест, который в составе Ритуала провоцирует нас к Действию.
— Гротовский повлиял на ваш метод? Кого Вы называете своими учителями?
— Я никогда не встречался с Ежи, на меня повлияло его видение. Следуя своему пути, он отошел от театра, но показал насколько важен процесс (репетиции и тренировка) и глубокая постоянная связь актера и режиссера. Хочу отметить сюрреализм Сергея Ковалевича и его театр Zero. Влияние сербской группы Plavo pozoriste, и конечно Антонена Арто и Тадеуша Кантора.
— Кого ожидаете увидеть на лаборатории в Одессе, важен ли для участников театральный опыт?
— Участвовать могут, как любители так и профессионалы, каждый, кто готов и хочет работать интенсивно, открывать себя другим партнерам и мне. С одной стороны человек развивает себя благодаря инструментам актера, он открывает мир заново и наблюдает его, именно как ребенок, он удивляется каждой подробности. А с другой стороны, актер вместе со своими способностями развивает человеческие качества. Иначе говоря, актер постоянно «выращивает свой внутренний сад», чтобы быть готовым выражать человеческую природу глубже.
— «Выращивает свой внутренний сад»- звучит поэтично.
— Мне интересно нелинейное повествование, поэтому поэзия и песни преобладают в моих работах. Работа с таким текстом этот такой “близкий путь” в неизвестное. Появляются дополнительные уровни ассоциации, образы и мысли, которые освежают связь человека с жизнью, таким образом, он может преодолевать стереотипы.
— Одно из заданий для участия в лаборатории “Утрата” — выучить песню на иностранном языке, зачем?
— Используя язык другого народа, через незнание мы по-новому сможем взглянуть на родной язык. Мне интересно найти потенциал каждого участника и работать с ним. В начале мы создадим команду, доверительное пространство, где каждому участнику будет удобно и безопасно работать и делиться своим материалом, откроем свою “новую спонтанность” физически и вокально. Затем выстроим “технический язык”, по-разному используя материал повествования об утратах. И в завершении создадим простую и короткую структуру, которая будет содержать результат индивидуальной и групповой работы лаборатории.
Конечно — это можно делать не только в течение 6-7 дней, я бы сказал, что это можно самостоятельно практиковать всю жизнь или начать по-другому смотреть на личный творческий и жизненный путь.
— В завершении десятидневной лаборатории участники покажут перформанс. Чего ждать зрителям от перформанса лаборатории «Утрата»?
— Маленький плод театрального процесса, который содержит цветок маленького чуда. Тема “Утрата” — это новый вызов для меня, я чувствую — в этой теме много того, что откроется, как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Тема трудная, но, на мой взгляд, с утратой связаны самые главные моменты жизни человека. С начала своей жизни он теряет либо материальные блага либо личные отношения, либо духовную опору. И, тем не менее, находит силы, веру и надежду, чтобы продолжать. И в этом усилии есть боль, красота, трагедия, комедия, а самое главное — превращение, то, что на самом деле связывает нас с театром.