В Одессе создают трансформационные игры для поиска своего места в мире
В Одессе набирают популярность трансформационные игры — особый тип игры с психо-эмоциональным подтекстом. По мнению психологов, Т-игры помогают лучше понять себя и окружающих, а также отследить свои стратегии поведения и понять о себе что-то новое. Редакция Культурометра решила изучить новую культуру игр и сыграла в несколько, а затем расспросила одну из создательниц игр одесситку Елену Платову, как трансформационные игры появляются на свет и что в них такого притягательного.
Первой игрой журналиста Культурометра стало «Зазеркалье». Она нацелена на понимание взаимодействий с другими людьми. По сюжету игры, каждый получает карту, за картой закреплена определенная роль. Суть игры в том, чтоб закончить ее в той роли, в которой вы хотите. Вот только у каждого игрока — свое описание роли. В игре, как и в жизни, можно самому выбирать себе роль, можно назначать роль другому или же убить кого-то, лишить роли. В конце игры все обмениваются мнениями и впечатлениями, а также обсуждают участников группы. Как оказалось, в таком взаимодействии игрок оказывается максимально уязвимым перед поведением других участников. Люди охотно отбрасывают правила этики и играют вовсю, убивая, назначая и оценивая. Так что в случае такой игры на взаимодействие оказалось важным позаботиться о профессиональной психологической помощи или, на крайний случай, иметь возможность связаться с близким другом.
Поэтому на следующую игру мы отправились, заручившись поддержкой психотерапевта. Каково же было наше удивление — столкнуться с эстетичными изображениями, разноцветными кубиками и декупированными фишками. В игре «Темные дети» одесситки Елены Платовой — до 10 игроков. Они взаимодействуют не друг с другом, а символическими изображениями — картами. Задавая и отыскивая в ассоциативном ряду волнующие вопросы и откровенные ответы внутри себя, при мягкой помощи модератора.
В среднем, на создание одной игры уходит 5-6 недель, — говорит Лена Платова. — Одна-две недели на работу с коучем (в моем случае), затем оформляется идея. Примерно неделя нужна для подробного прописывания всех процессов, которые будут в игре. И после этого я начинаю прорисовывать необходимое — игровое поле, метафорические или ролевые карты и прочее. На это тоже уходит одна-две недели.
— Что самое сложное в этом процессе?
— Самое сложное — это создание игрового поля. Я каждое переделываю по несколько раз, пока придет уверенность, что все сработает так как нужно. Мастерская завалена изрисованной бумагой. А на удивление просто само возникновение игры, появление самой идеи — легла спать, проснулась — игра готова, без деталей, конечно, но понимание что и как должно происходить — готово.
— Зачем создают трансформационные игры?
— Чтобы любой человек, желающий изменить свою жизнь, мог в игровой форме посмотреть что станет, если он изменит привычные схемы поведения, цели, ценности. Как он будет действовать, если начнет думать иначе, относиться к себе и миру иначе. И что изменится если изменится хоть что-то в нем.
У нас у всех в наличии некий конфликт самоидентификации. Особенно в Украине, особенно в Одессе, где ты немножко еврей, и еще гражданин мира, и при этом украинец и при этом ты поддерживаешь целый комплекс идей, ценностей и точек зрения. При всем при этом мы по-прежнему живем среди людей, и по-прежнему в них нуждаемся, только теперь очень сложно найти свою группу, свой круг, своих единомышленников. И я ищу способ идентифицировать себя на каком-то другом уровне, в иной плоскости. Например, идентифицировать себя как счастливый человек.
Многие живут, не думая о себе, своих чувствах и своих потребностях, сосредоточенные на работе, семьях, на том как нужно выполнять свои обязанности и не забывая, что можно и нужно при этом быть счастливыми.
Я верю, что невозможно быть счастливым, когда тебя окружают несчастные люди и моя миссия — помочь всем стать счастливее, обнаружить внутри другого человека его собственную музыку и извлечь ее из него, помочь услышать эту музыку самому человеку и всем, кто его окружает и научить его извлекать ее самостоятельно.
— И действительно, каждый сыгравший в игру находит свой путь к счастью?
— Мы все очень разные, у всех разный жизненный опыт, окружение, традиции, культура, семьи, условия и качество жизни — и все это влияет как на эффект так и на результат. Поэтому они у каждого игрока разные и соответствуют текущим обстоятельствам жизни, уровню развития. Но есть и общее — это открытия и осознания о причинно-следственных связях в событиях жизни. О том, что собственное отношение — это главный инструмент изменения и влияния. О том, что отношение к себе — это ключ ко всему, не только внутри себя, но и снаружи.
— Какую свою игру Вы цените больше всего и за что?
— Трансформационная игра «Темные дети» — для тех, кто забыл, что жить обязательно нужно счастливо, а для этого должен быть счастлив внутренний ребенок — «детская» часть нашей психики, которая позволяет нам испытывать радость, творческий восторг, который является источником интуиции и искренних чувств.
. Игра дает возможность прикоснуться к внутреннему ребенку, ресурсам, телесным ощущениям, даже найти свое призвание. Игра индивидуальная, не предполагает взаимодействия между играющими, но и не запрещает. В процессе игры затрагиваем то, как мы познаем окружающий мир, других людей, своих людей, эмоции, и собственную темноту — то, что от нас по каким-то причинам скрыто. В процессе игры рисуют и описывают карту внутреннего ребенка, что является прекрасным материалом для дальнейшей работы с арт-терапевтом. Игра длится 3 часа.
В следующий раз в «Темные дети» будут играть 19-го марта в 14:30 в рамках триптиха трансформационных игр.