В Оперном театре исполнили знаменитую 9 симфонию Бетховена
В рамках проекта «Зимний променад» который продлится до 16 февраля включительно в Одесском оперном театре состоялся 8 февраля вечер классической музыки Бетховена, на котором исполнили знаменитую Девятую симфонию. За дирижерским пультом автор идеи фестиваля, главный дирижёр театра Вячеслав Чернухо-Волич.
Последняя из завершенных симфоний мастера, Девятая Бетховена, «зрела» более двенадцати лет. В 1812 году, закончив работу над Восьмой симфонией, Бетховен сделал первые наброски вокального опуса. Правда Людвиг постоянно откладывал ее в сторону. Процесс сочинения ускорил поступивший заказ от Лондонского симфонического общества.
Уныние и мрак звучат в первой части симфонии. Все это созвучно с жизненными делами композитора. Ко всем ужасам глухоты Бетховенa, прибавились мучения от серьезной болезни глаз — он даже не в состоянии просмотреть Вариации, написанные им на тему вальса Диабелли, вспоминает Шиндлер (друг, секретарь и первый биограф Бетховена). В Берлинской государственной библиотеке хранится обрывок письма, которое он написал Керубини 15 марта 1823 года: «Мое критическое положение требует, чтобы я устремлял свои глаза не только к небу, как обычно (sic!); напротив, их надо устремлять также вниз, для жизненных нужд». Бывают дни, когда из-за дырявых башмаков он не может выйти на улицу.
Но даже не смотря на очень огромную нужду и отчаяние, Бетховен создаёт оптимистический, жизнеутверждающий финал. Есть здесь также и упорное желание выстоять, не сломаться под натиском судьбы.
Музыкант отправляет нас в погоню за радостью и жизнью. А ведь это на пороге смерти, которую он между прочем предчувствовал: «Вполне возможно, — пишет он в 1823 году, — что жизнь моя долго не продлится» и все же гениальный музыкант прославляет жизнь, оставляя своего рода идейное завещание :
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Уникальность финала в синтезе инструментальной и хоровой музыки, который достигается включением кантаты «Ода к радости». Идея положить на музыку Oду Шиллера «К радости» возникла ещё раньше. С того самого времени, как Бетховен в первый раз ее прочел, он задался задачей создания по-настоящему грандиозного произведения.
9 симфония Людвига ван Бетховена — святая святых западноевропейской классики. За ее исполнение брались практически все крупные дирижеры 20 века. И вроде одни и те же ноты, а каждый из них делает это по-своему.
Несмотря на внушительный опыт за дирижёрским пультом (28 лет) Вячеслав Чернухо-Волич дирижировал симфонией впервые. Конечно же, к столь грандиозному сочинению, замысел которого Бетховен вынашивал ещё с юных лет, нужно подойти крайне уверенно.
Известный немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер, говорил, что никакая музыка других композиторов мира не объединяет людей так, как произведения Бетховена! Вот и попробуй в столь непростое время объединить миллионы, в данном случае тысячу людей за 1 час 20 минут и очистить от рутины, чтобы мы смогли понять многие вещи в себе и в мире. Думаю что это главная задача музыкантов и дирижёра.
Прозрачный куб, установленный на сцене главным художником ОНАТОБ Игорем Анисенко, стал своеобразным экраном. Идея не нова, но все же заслуживает доброй похвалы. Вот только стоит доработать такой видео ряд, чтобы изображение было согласовано с происходящим на сцене. Ведь музыка воспевает равенство всех людей перед Божеством и страдание во имя вечной любви и счастья. Это как минимум. А на деле мы видим череду древнегреческих скульптур в первых частях произведения, затем появилась картина любимого многими художника Брейгеля. Правда к финалу на экране появились витражи европейских храмов, что указывает на религиозную мысль.
Зрители получили большое удовольствие от солистов которые участвовали в исполнении вокальной части симфонии. Заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская, лауреат международного конкурса Юлия Терещук и Александр Шульц, а также несравненный заслуженный артист Украины Александр Цымбалюк. Разумеется без хора и оркестра театра, счастье было бы не полным.
Олеся Баглюкова.
Фото: Пресс-служба ОНАТОБ