Языческие пляски и сказка в Одесском оперном театре (фото)
Премьерой открытия Одесского международного фестиваля искусств стали сразу два произведения на музыку Стравинского – сказка «Жар-птица» и достаточно эротичная «Весна священная». Уже за полчаса до начала билеты в кассах закончились, а толпа неуспевших тщетно просила места «постоять».
По стечению обстоятельств, именно балетам Игоря Стравинского судьба уготовила учесть первых на Международном Фестивале искусств в одесской опере в этом году.
Легкая сказочная музыка, повторяющий сам себя сюжет «Жар-птицы». Совершенно нестрашные, а весьма обаятельные «злыдни»: Кощей бессмертный, его понедельник, нечисть в исполнении кордебалета. Да и совершенно сказочный сюжет: встретил царевич прекрасную царевну, вкусила она золотого яблочка, услужливо подсунутого скелетами, и оказалась в царстве зла. Спасал ее царевич один, вместе с добрыми девицами да добрыми молодцами. Раз спасал, два, три, да и спас наконец. Сюжет, музыка, яркие, переливающиеся декорации, красочные, развевающиеся костюмы а-ля «русские народные» – все это наводит мысль о том, что дети воспримут балет «на ура». Да и взрослые нет-нет да и срывались в аплодисменты во время балета. Уж больно в красивых и оригинальных фигурах замирали артисты на сцене.
Голливудским хэппи-эндом и впечатляющим массовым поклоном закончилась первая постановка о борьбе добра и зла на сцене оперного. На полчаса объявили перерыв перед премьерой «Весны священной».
История свидетельствует, что на первой премьере «Весны» еще при жизни Стравинского зал сопровождал артистов улюлюканьем, а те танцевали со слезами на глазах. Оно и понятно, такого прямого посыла к эротике, да и еще и насилию, на сцене оперного нам видеть еще не приходилось. Единственная декорация – шар, символизирующий лесную чащу: то голый, то усыпанный цветами, то зеленью — время от времени опускался на сцену, скрывая героев. Выступал то защитой, то преградой. Занавес со знаками зодиака – вот, пожалуй, и все декорации. Но этот минимализм, синхронность оркестра и музыкантов, отрывистые, неклассические движения – все это настолько близко к современному балету, что смотрится на одном дыхании.
Извечная борьба добра и зла, трепетной любви и брутальных оргий, самопожертвования и урагана эмоций – все есть в «Весне священной». Критики пишут о языческих мотивах. Мы же можем только добавить, что костюмеры потрудились на славу. Костюмы не только дополняют образы артистов, но порой, кажется, живут своей, мистической жизнью. Например, четыре огромных черепа с развевающимися красными лентами в руках старцев-жрецов.
Интересно, что практически единодушно зрители решили: ««Весна» значительно сильнее «Жар-птицы». Впрочем, мы уверены: сравнивать эти постановки просто неуместно. В следующий раз «Весну священную» и «Жар-птицу» покажут 22 июня.
Отрывок из балета «Жар-птица»
Отрывок из балета «Весна Священная»