Знаменитый британский скрипач восхищен тремя украинскими девочками-скрипачками
Резидент фестиваля ODESSA CLASSICS Дэниэл Хоуп, выступил на сцене Одесского театра оперы и балета вместе с Алексеем Ботвиновым и Цюрихским Камерным оркестром. Обещанным сюрпризом стало выступление невероятно талантливых юных украинских скрипачек — Александры Чекаленко из Одессы, Сандры Васильковой из Киева и Софии Плахцинской из Львова.
Сыграть вместе с юными дарованиями — это абсолютно идея Дэниэла. И прежде чем преступить к воспоминанию о концерте, несколько строчек о музыканте, который удивляет и в тоже время вдохновляет своим участием в поддержке юного поколения. К тому же, есть еще один удивительный проект, которым занимается Дэниэл – это организованные концерты классической музыки для беременных и родителей с маленькими детьми.
После мастер–класса, который проходил накануне в школе Столярского, удалось лично спросить об этом Дэниэла Хоупа, и узнать, зачем столь популярному, молодому музыканту, который по праву считается одним из лучших скрипачей Европы, тратить время на подобные проекты такого рода:
«Мы делаем это по многим причинам, во-первых, когда у родителей маленькие дети, они не всегда имеют возможность ходить на концерты классической музыки. И мы хотели дать возможность наслаждаться музыкой, но при этом захватив собой детей. Мы убираем все кресла и стулья, застилаем все матами, родители с крохотными детьми удобно располагаются, а мы играем камерную музыку. Дети ползают среди нас, их человек сорок-пятьдесят. Как-то исполняли квинтет Дворжака для полного зала ползающих младенцев. Они пролезают у нас между ног. Главное, что мы не прерываемся и играем нормальный концерт.
Таким образом, родители получают полноценный концерт Дворжака, как если бы они пошли на него без детей. Ну а дети, кто-то кричит, плачет, кто-то куда – то пытается забраться, но как только раздается музыка, они мгновенно переключаются, она действует на них как магнит. Многие ползут к нам, замирают и слушают – и это прекрасно! Но одновременно, мы это делаем еще и потому, что у детей появляется возможность соприкоснуться с музыкой. И сейчас у меня двое маленьких детей, и я вижу, какой отклик, отдают дети на музыку».
В этот раз, скрипач приехал в компании своей мамы, красивейшая женщина, легендарная секретарь, которая на протяжении почти четверти века проработала у знаменитого Иегуди Менухина. Именно ей Дэниэл обязан своей причастности к музыке.
Одним из главных событий фестиваля – это безусловно приезд Камерного Цюрихского оркестра, одного из лучших камерных коллективов мира.
«Именно Цюрихский камерный – первый оркестр, который я услышал в жизни, — рассказывает Дэниэл Хоуп. Случилось это в Гштаде на фестивале Иегуди Менухина. Я слышал их совместные репетиции. И мечтать не мог о том, что сорок лет спустя возглавлю этот оркестр!»
Правда Хоуп, не считает себя дирижером этого коллектива, потому как столь потрясающей профессии надо по-настоящему долго учиться, а у него на это нет времени, и такой оркестр, как Цюрихский, вполне способен играть по принципу камерного ансамбля», -говорит Дэниэл.
Вернемся к концерту. Первым произведением прозвучал концерт Вивальди для четырех скрипок с оркестром. Знакомство юных исполнительниц с маэстро состоялось на мастер-классе в школе Столярского. Прекрасная возможность понаблюдать, как за какой-то час времени, девочки научились совсем иначе воспринимать произведение, эмоционально и визуально контактировать друг с другом и все это благодаря особому умению Дэниэла любить музыку и быть частью ее. Старание девочек вылились в прекрасное, слаженное исполнение.
На сцене прозвучали:
Моцарт: Дивертисмент ре мажор, KV 136
Бах: Концерт для 2 скрипок с оркестром ре минор. Дэниэл Хоуп и Вилли Циммерман (скрипка)
Моцарт: Дивертисмент фа мажор, KV 138
Шульхофф: Concerto Doppio для скрипки, фортепиано и оркестра. Дэниэл Хоуп (скрипка), Алексей Ботвинов (фортепиано)
Безупречное чувство стиля, яркий артистизм и новый формат программ, в которых ощущается дыхание нашего времени. Дэниэл, не считает себя дирижером, но есть одна поправка. Хоуп — не классический дирижер. Он лишен характерной жестикуляции, когда он не играет как солист, он стоит рядом с первой скрипкой. И все же, как мастерски он ведет за собой оркестр, как увлекает коллектив своей страстью, все это, дает основания полагать, что это осмысленная дирижерская работа. Наблюдая за взаимодействием Хоупа с оркестром, приходишь в восторг. Вот он подыгрывает альтам, а вот он словно играет в пинг понг с первой скрипкой, а здесь он уже в удивительной гармонии с виолончелью. Но самое чудесное – это звучание оркестра, единое и слаженное дыхание.
Дэниэл представил свою редакцию на произведение чешского композитора Шульхофф: Concerto Doppio для скрипки, фортепиано и оркестра. И сегодня вечером на open-air, состоится концерт с его участием, где скрипач продемонстрирует еще одну транскрипцию Гершвина. Умением импровизировать, Дэниэл обязан своему самому первому педагогу, Шилли Нельсон, которого для него нашел Иегуди Менухин.
«Что касается меня, я против любых догм; говорить о том, что только один стиль исполнения верен, не по мне. Я люблю смешивать стили, люблю черпать из разных источников».
Дэниэл Хоуп, уникален тем, что он не просто играет на скрипке наилучшим образом, он заинтересовывает публику, тем, что играет нечто большее, нежели очередной виртуозный концерт. Он рассказывает историю о взаимоотношениях между произведениями и стремлении устроить слушателям некое путешествие.
«Когда я играю на скрипке, это что-то, что обращает меня к воспоминаниям из детства. Когда мама пела песни. То идеальное звучание, которое пытаюсь достигнуть, чтобы скрипка запела человеческим голосом», — поделился Дэниэл Хоуп.
Олеся Баглюкова
Фото: Николай Вдовенко