Ужас, страх и слезы – одесситам показали «Норд-Ост» изнутри (фото)
25 апреля молодой театр «Двадцать один» на сцене Еврейского культурного центра представил премьеру спектакля «Норд-Ост». Пьеса Торстена Бухштайнера рассказывает о трагедии, произошедшей 23 октября 2002 года в здании московского Театрального центра на Дубровке. Главные героини – три женщины. Зура — молодая чеченка, которая после потери мужа во время чеченской войны, становится одной из 20 «черных вдов», захвативших здание. Ольга — обычный зритель, ставший в тот день заложником. Тамара – вдова, ее психологически сломленный Чечней муж вскоре после возвращения на родину умирает. По профессии Тамара врач.
Трагедия, которая впоследствии обрела сухое название «Норд-Ост», соединила судьбы этих женщин-вдов. Да, вдов. Каждая из них либо теряет, либо уже потеряла мужа. Зура в Чечне, Тамара – после войны в Чечне, Ольга – в Театральном центре. Кстати, у Ольги есть вполне реальный, не безликий прототип – Тамара Старкова. 26 октября один из заложников впадает в истерику и бросается на стоящую поблизости шахидку. Боевики пытаются остановить его автоматной очередью, но промахиваются и попадают в Тамару и ее мужа — Павла Захарова. Впоследствии террористы разрешили вывести раненых. Тамара, получившая ранение в живот, выживает, Павел, которого ранили в голову – умирает.
Актеры держат зрителя в напряжении буквально с первых минут. Гробовая тишина в зале, на сцене еле-еле брезжит свет, стоят несколько театральных кресел и пограничных столбов – видимо, как напоминание о том, что война в Чечне началась с борьбы за независимость. В луче софита стоит молодая чеченка. Она рассказывает, как русский солдат застрелил ее мужа, как она потеряла ребенка и стала «черной вдовой». Свет гаснет, потом снова загорается, и свои истории рассказывают Ольга и Тамара. Затем действие переносится непосредственно на Дубровку.
Так сложилось, что на момент московской трагедии я была в России и видела этот ужас в режиме онлайн по ТВ. Режиссер-постановщик Алексей Жила Базель вернул меня в те несколько страшных дней. В ушах снова зазвенели ужасающие новостные сводки: «Террористы захватили театр на Дубровке», «в заложниках 916 человек, среди них дети и пожилые люди», «Террористы начали расстрел заложников», «Они требуют вывести российские войска из Чечни», «Удалось вывести раненых и детей», «Начался штурм…». В те дни все было как в кино, с той лишь разницей, что это было реальные: заложники, террористы, требования, бомбы, раненые и убитые. На протяжении спектакля я не могла отделаться от охватившего меня страха, что это снова правда. Еще немного и пустят газ, будут сотни мертвых людей, десятки застреленных в голову террористок. Неумелые врачи потянут выживших заложников на улицу, а власти будут оправдывать использование смертельного газа.
По окончании спектакля на мгновение воцарилась тишина, зрители не аплодировали, они вытирали слезы. Слезы, наверное, самая важная награда для этих трех женщин, режиссера и драматурга.
Марианна ПОДЯ
Фото автора